​Покаяние и сожаление: в чем разница?

«Как мне узнать, испытываю ли я истинное раскаяние в своем грехе или просто сожалею о последствиях?»

Сожаление с легкостью маскируется под покаяние. Они имеют схожие исходные состояния, но если их перепутать — это может привести к разрушительным последствиям.

Сожаление и покаяние легко спутать, потому что они часто начинаются с одного и того же — боли. Чтобы провести различие между ними, полезно сравнить Симона Петра и Иуду, двух учеников, которые по-разному отреагировали на тот факт, что они подвели Иисуса.

Двое мужчин. Две неудачи. Два пути — один ведет к преобразованию и новой вере, другой ведет к отчаянию и смерти. Что же послужило различием?

Петр и Иуда

Когда Петр отрекся от Иисуса (даже после того, как объявил себя неспособным на это), его сознательный выбор сердца вызвал сожаление (Лк. 22:33,57). Мы видим подобное сожаление в случае с Иудой, который осознал, что предал невинную кровь и попытался исправить это определенными действиями. Кажется, первое различие заключалось в том, верили ли они, что могут быть прощены.

Писание сообщает, что Петр горько плакал о своем предательстве, глубоко горевал и огорчался из-за своего греха (Лк. 22:62). И все же по Господней благодати Дух Божий обратил его к надежде (Ин. 21:15–19). Его капитуляция была настолько всеобъемлющей, что он смог поверить: его ошибка не была фатальной, она на самом деле может быть искуплена. Иуда же, наоборот, когда выбросил 30 сребреников и встретился с безразличием, не имел никакой надежды на прощение. И тогда он совершил акт окончательного отчаяния – самоубийство (Матф. 27:3).

По сути, оба мужчины задавали один и тот же вопрос: может ли Бог простить меня за мой грех против Иисуса?

Мы тоже об этом спрашиваем.

Итак, как можно отличить горделивое разочарование или высокомерную ненависть к себе из-за того, что поддались греху, и дозволенную скорбь, призванную склонить нас к Богу? Откуда мы знаем, что движемся к преобразованию и надежде, а не к отчаянию? И как Иисус помогает ответить на этот вопрос?

Боль указывает путь

Когда принимаем решение действовать не в соответствии с Евангелием, обычным первым плодом является смущение или самоосуждение. Эта боль часто ставит нас на путь стыда, и этот стыд либо сам по себе становится концом, либо средством для достижения конца.

Но для верующего печаль из-за греха никогда не может являться целью. Скорее, она — туннель через гору. Во время поездки никто не хочет оставаться в туннеле. Но темнота в туннеле вокруг способна сделать светлый выход из него еще более желанным. Мы не остаемся в этом туннеле. Мы возлагаем свою вину на Иисуса, потому что «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоан. 2:1).

Пути расходятся

Реакция Петра после того, как он поддался греху, — сокрушение и смирение. Реакция Иуды — смущение из-за своей слабости, а также неверие в готовность или способность Бога простить и искупить.

Какая трагическая ирония в том, что Иуда предал Иисуса, Который на самом деле пришел ради предателей. Он предал Того, в Ком предательство было прощено. Похоже, у Иуды не имелось иной парадигмы, кроме надежды на свою праведность, основанной на собственных делах. Как только он утратил эту надежду, то почувствовал: ему не на чем стоять. И потому Иуда принял решение покончить с жизнью.

Петр же поверил, что Иисус простил его, и стал жить по вере.

Все мы приходим к подобному выбору: полагаться на искупительную жертву Христа или жить в чувстве вины и стыда. Важно сделать выбор Петра — позволить греху сокрушить наше сердце, но не нашу веру. А потом склониться пред Христом в покаянии и поверить, что Он взял этот грех на Себя.

Покаяние ведет
к жизни

Покаяние провозглашает: «Я желаю стоять на Христовой праведности, а не на своей собственной». Оно утверждает, что ваши неудачи не фатальны. Оно говорит, что единственная неудача в конечном счете — это не подчинить свои страхи, вину, стыд, печаль и грех любви и доброте Иисуса.

Покаяние — норма христианской жизни. С покаяния начинается путь за Христом, покаяние – неотъемлемая часть христианского пути, потому что «все мы много согрешаем».

И Бог знает об этом, потому каждый раз протягивает руку и говорит: «Я прощаю тебя».

Но для начала, если вы еще не принимали Христа в свое сердце и не испытали на себе благодать прощения, если чувство вины и бремя грехов лежит на вас непосильным грузом, склонитесь пред Христом. Признайте, что нуждаетесь не только в прощении грехов, но и в Самом Христе. И помолитесь от всего сердца молитвой покаяния.

Верьте, что Бог услышал вас и простил.

По материалам работы Боба Флейхарта

ieshua.org 

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!