Наши дети, словно маленькие беззащитные лилипуты в стране суровых каменных великанов. Они нуждаются в добром слове, в поощрении, в любви и поддержке гораздо больше, чем взрослые.
Преподобный Антоний Великий сказал: «Не обвини и не укори кого-либо необдуманно и поспешно, в этом твое падение».
Родителям стоит следить за тем, что они говорят, воспитывая детей, и вместо укора – подсказывать.
Альтернатива фразам, которые нельзя говорить детям:
«Не ешь быстро» – «Прожевывай еду хорошо».
«Не бегай!», «Хватит носиться!» — «Играем в медленные ножки!».
«Не кричи!» — «Я могу слышать тебя, только когда ты говоришь нормальным голосом»; «Конечно, я сделаю это, но только после того, как ты попросишь меня нормальным тоном. Я подожду».
Также уместно рассказать ребенку сказку о маминых ушках, которые при громких звуках переставали слышать.
«Опять бардак» – «Уберись, пожалуйста», или игровой вариант: «Время порядка! Посмотрите, все игрушки, какая суперскорость есть у нашего ребенка».
«Сколько тебя еще ждать?», «Давай быстрее» — «Нам пора уходить, собирайся побыстрее, пожалуйста». Или игровой вариант: «Мы выйдем за дверь, когда песня закончится!» — и поставить веселую песню. Или: «Что тебе нужно, чтобы почувствовать себя готовым к выходу?».
«Куда полез?» (пошел) – «Отойди, спустись, пожалуйста!».
Команды, связанные с безопасностью, нужно уметь формулировать четко и коротко:
«Не упади! Осторожнее!» – «Держись!»
«Не бегай, не прыгай!» (Если высокая степень опасности) — «Стоп!», «Стой!»
«Будешь плакать!» – «Подумай о последствиях».
«Поскользнешься» – «Внимательно смотри под ноги, не торопись».
«Промокнешь!» – «Возьми зонт, надень резиновые сапоги».
«Руки у тебя не оттуда растут» — «Если не можешь справиться, попроси о помощи», «Постарайся, попробуй еще раз».
«Не выйдешь из-за стола, пока не доешь» — «Тарелка любит чистоту», «Интересно, какие необыкновенные способности у тебя появятся, когда ты доешь всю эту еду?».
«Сладкое — после обеда» — «Сначала мы едим приготовленное, а на десерт у нас...».
«Как я от тебя устала!» — «Я устала от шума. Давай придумаем тихую игру».
«Быстро спать!» — «Пора спать! Мы пойдем в кроватку на руках, на четвереньках или задом наперед? Выбор за тобой!». «Твой мишка уже ждет тебя в постельке и очень хочет, чтобы ты его обнял», «Давай почитаем, что там происходит дальше в нашей книжке».
«Сколько раз тебе повторять?» — «Если у тебя не получается, я могу помочь».
«Успокойся», «Угомонись» — «Сейчас я нажму на волшебную кнопку на твоем пузике, и ты превратишься в стойкого оловянного солдатика!», «Наши соседи очень устали и хотят отдохнуть вечером в тишине и спокойствии», «А теперь делаем то же самое, но со скоростью черепахи».
Исключить из употребления обвинения, дабы поберечь психику ребенка:
«А что ты хотел? Сам виноват» – Это развивает комплекс неполноценности и постоянное чувство вины.
«Я же говорила!» – Предсказания-предостережения отнимают у ребенка право на самостоятельность, не оставляя выбора, ведь, как мама сказала, так и будет.
«Мне все равно, что ты там хочешь, я тоже много чего хочу» – Подобные диктаторские выпады чреваты в будущем тем, что ребенок вырастет либо безвольным человеком, неспособным ничего решить, потому что за него всегда все решала мама, либоотчаянным бунтарем, который в любой ситуации «гнет свою линию» и никого не слышит.
«Да бери, только оставь меня в покое» – Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало — сулит в будущем манипуляциями, с помощью которых ребенок будет нарушать запреты.
Источник: азбука.ру