​О грехе и покаянии

О том, что такое грех и каковы его последствия, задумывался хотя бы один раз в жизни любой человек.

По меткому замечанию Саймона Чана, в современном обществе вместо слова «грех» упоминается «правонарушение», «преступление», «проступок». В философских трудах мы встречаем слово «зло»1. И, действительно, светское общество оценивает поведение человека на предмет соблюдения тех или иных правил, норм, законов. Однако в основе греха лежат вовсе не внешние поступки, но духовное отступничество, которое выражается во внешнем поведении.

Как мы знаем из книги Бытие, грех появился в результате поступка, совершенного Адамом и Евой в Эдемском саду. Наказанием первых людей за нарушение Божьей заповеди – не есть от дерева познания добра и зла – стала смерть и изгнание из райского сада. Адам и Ева знали, что в тот день, когда они вкусят плод от запретного дерева, придет наказание, но непреодолимое желание узнать что-то, чего они не знали ранее, и стать как боги одержало верх.

Первоначальная нагота первых людей, о которой говорится в Библии, символизирует духовную чистоту и непорочность. Но в результате запретного действия эта чистота и непорочность были потеряны: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие 3:7). Примечательным моментом является то, что на вопрос Бога, ели ли они от запретного дерева, они обвинили друг друга и Бога, который дал им пару.

С тех ветхозаветных времен почти ничего не изменилось, и каждый человек, совершающий грех, постоянно ищет себе оправдание либо в других людях, вынудивших поступить так, либо в Боге, который, создал некомфортные условия, прикрывая тем самым свою духовную наготу и снимая с себя ответственность за свои поступки.

Попробуем разобраться, в чем суть этого действия, которое привело человечество к изгнанию из райского сада, где, во-первых, имело место постоянное общение с Богом, а, во-вторых, не было недостатка ни в чем, что нужно человеку для благоденствия.

В чем же причина греха? Например, грех может происходить из состояния невежества человека. Так, в 1 Послании Петра говорится: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем» (1 Петра 1:14), «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей»
(1 Петра 2:15). Как мы видим, в этих стихах невежество или незнание как отсутствие правильных знаний, правильной информации, что есть добро, а что есть зло, может привести к неправильным поступкам. Если истина не открыта человеку, то он, скорее всего, будет поступать неправильно.

В Послании к Тимофею Павел пишет: «Меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии» (1Тим. 1: 13). Обращаясь к афинянам апостол также отмечает, что наступили времена, когда истина открыта, а времена неведения прошли: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деяния 17:30).

Но главной причиной и первоисточником греха считается непослушание Богу и отказ от исполнения Его заповедей. Прообразом такого поведения для нас является поведение первого человека Адама: «Непослушанием одного человека сделались многие грешными» (Римл. 5:19). И, напротив, примером для подражания в вопросах послушания Богу и выбора правильных благочестивых путей является Иисус, который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8).

Слова, которые в Ветхом и Новом Заветах переводятся как «грех», в обеих частях Библии значат одно и то же: «непопадание в цель», «несоответствие эталону» или «неподчинение власти». Кто же является создателем и автором всех эталонов, целей, законов, путей? Конечно же, Тот, кто создал этот мир, установил в нем не только физические законы, но и социальные. В книге Иова Господь говорит Иову: «Где был ты, когда Я полагал основания земли?» (Иов 38:4). Все законы этого мира, а значит, и мера дозволенного человеку, заложена Богом.

Греховный путь – это путь дьявола, который раньше нас возгордился и превознес себя, поставил свои законы, свои проекты, свое видение, свои идеалы и цели на первое место и в противовес законам Божьим. Апостол Павел очень точно раскрывает суть греха такими словами: «...плотские помышления (разум и сердце невозрожденного грешника) суть вражда против Бога» (Рим. 8:7), то есть пренебрежение Его властью, отказ выполнять Его требования, враждебность к Его слову. Все это выражается в неуклонном стремлении к независимости от Создателя.

Библия предупреждает нас, что последствия греха не так безобидны, как нам бы хотелось об этом думать. Кроме того, совершая грех, мы разрушаем не только свою личную жизнь. Последствия греха являются тотальными. В послании к Римлянам Павел пишет: «Ибо все согрешили и лишены славы Божьей» (Римл. 3:32). Каждый согрешающий теряет не только духовную чистоту, но и духовную свободу. Грех приносит с собой такие страшные последствия в жизнь человека, как зло, осквернение, вину, беду, потерю радости и мира, и в конечном счете – разрыв отношений творения с Творцом. На страницах Писания мы неоднократно читаем, что самое страшное последствие греха – это духовная смерть человека: «сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15), «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римл. 6:23), «в Адаме все умирают» (1 Кор. 15:22).

Что делать человеку, который преступил Божьи заповеди, оказался в рабстве греха, стал «нагим» и слабым? Как поступить, если все же произошло пренебрежение Богом и Его заповедями, а позиция, что «человек-кузнец своего счастья» потерпела крах? Есть ли сегодня возможность для грешника вновь обрести духовную свободу и одеться в те праведные «одежды», в которые были одеты люди в райском саду?

Единственным ответом на все эти вопросы является покаяние перед Богом. Библия категорично говорит нам о том, что Бог всем повелевает покаяться, а также об Иисусе Христе как единственном Спасителе: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния 4:12). Бог, любящий каждого человека, и даже самого грешного, не желает ему погибели. Но, напротив, Он сделал все для спасения Своего творения: «Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь – и живите!» (Иез. 18:32, 33:11). Господь и сегодня призывает нас сделать единственно правильный выбор – выбор в пользу Христа, а значит, в пользу жизни!

Марина Гусарова

1 См. Чан С. Человек и грех.
Пер. с англ. 2-е изд.- Н. Новгород: Агапе, 2016. 256 с.

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!