Сплетни разрушают дружбу

Сплетней мы называем только то, что говорят о нас и наших близких. А то, что сами мы рассказываем о соседке, сослуживице или приятеле, – это не сплетня, это «правда». Исключите из беседы разговоры о чужой жизни, быте, поступках – и говорить-то, кажется, станет не о чем.

Сколько слухов наши уши поражают, сколько сплетен разъедает, словно моль!

В. Высоцкий
 

Конечно, сплетничать нехорошо. И все же жажда новостей, желание услышать их и пересказать иногда бывают неутолимым, и мы придумываем себе оправдания, успокаивающие нашу совесть. «Не в осуждение, а в обсуждение», – уверяем мы. Но коварство сплетен именно в том и состоит, что в них всегда есть доля правды. А уже дело сплетников – расставить, как нужно, акценты, подобрать интонацию, интерпретацию, добавить предположений…

В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ СЛУХОВ?

«Это была потрясающая история! Я рассказывал ее при каждом удобном случае. И верил, что все это правда. Речь шла об одной известной личности, у которой собака оказалась наследницей большого состояния. Но однажды меня остановил человек, лично знающий знаменитость, и сказал, что у той знаменитости вообще нет собаки. Я был, конечно, очень смущен. Меня поймали на распространении слухов…» – откровенно признается на одном из форумов столичный журналист.

История типичная и довольно безобидная. Есть, однако, сплетни более опасные, способные искалечить человеческую жизнь. В газете было опубликовано письмо матери, которая не знала, что ей делать: прошел слух, что ее шестнадцатилетняя дочь беременна. Мать спрашивала, не следует ли ей перевести девочку в другую школу. Психолог по семейным вопросам ответила, что этого ей делать не надо: время докажет необоснованность слуха. Хороший совет. Но что делать, если вместо того, чтобы заглохнуть, этот слух примет другую форму: «Она сделала аборт». Если уж слух пошел, то остановить его трудно.

Слухи – ложные и правдивые – особенно опасны тем, что их нельзя обезвредить, если они уже начали распространяться. Есть старая история о юноше, который пришел к монаху и сказал: «Я согрешил, рассказывая сплетни об одном человеке. Что мне делать?» Монах ответил: «Положи птичье перо под каждый порог в нашем городе». Юноша исполнил указание в точности, потом снова пришел к монаху. Тот сказал ему: «А теперь пойди и собери эти перья». Юноша воскликнул: «Но это невозможно! Ветер разметал их по всему городу». Так и твоя клевета – ее разнесло по всему городу».

КОРЕНЬ ЗЛА

Слухи подобны автомобилям, а сплетня и клевета – дороги, по которым эти автомобили несутся. Откуда же берется горючее для этих автомобилей? Злоречие коренится там же, где и источник всех грехов – в самовозвышении. Сплетня и клевета коренятся, по крайней мере, в шести свойствах нашей греховной натуры.

Во-первых, нам свойственно любопытство. Мы ищем новостей и слушаем их просто потому, что они нас занимают. Конечно, любопытство может быть полезным. Например, любопытство, выражающееся в стремлении знать Бога и Его волю – это духовное достоинство.

Но если любопытство выражается в поисках и распространении вредных слухов, значит, мы утверждаемся за счет чужого благополучия.

Во-вторых, именно люди праздные, бездельники, склонны к сплетням (см. 1Тим.5:13). Апостол Павел подчеркивает, что праздные люди «приучаются ходить по домам, и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно». В наши дни нет даже необходимости ходить из дома в дом – появился телефон. Нерадивые люди, бездельники могут легко стать сплетниками. Те же, кто занят своими обязанностями, обычно просто не имеют времени думать об обязанностях других.

В-третьих, сплетни и клевета часто коренятся в желании находиться в центре внимания. Слова: «Вы слышали?»; «Я знаю, мне не следовало бы этого говорить, но…» – привлекают внимание людей. Мы возвышаемся в своих глазах, когда все вокруг прислушиваются к нашим словам. Но привлекаем внимание к себе, к несчастью, за счет других.

В-четвертых, нас может подстегивать желание превозносится над другими: если я плохо говорю о ком-то, я поднимаюсь в собственных глазах, ведь я оказывается, лучше их! Или, по крайней мере, не так плох, как они.

В-пятых, злоречие иногда коренится в горечи. Клевета – орудие мщения. Кто-то обидел нас, мы не можем его простить и мстим тому клеветой. Когда горечь и злобу не на ком выместить, мы обращаем их на ни в чем не повинных, посторонних людей, чем-то напомнивших нам о нашей обиде.

В-шестых, мы склонны говорить о плохом, потому что это успокаивает нас. Несчастье любит несчастье. Вот почему плохие вести распространяются гораздо быстрее хороших. Чужой успех раздражает нас и делает наши неприятности еще тяжелее.

ЧУЖИЕ ТАЙНЫ

Любую праздную болтовню, пятнающую чужую репутацию, Писание называет сплетней. Такая болтовня может и не иметь дурных намерений, но не становится от этого менее вредной.

В Библии сказано: «Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело» (Пр.11:13). Сплетня часто открывает то, что должно храниться в секрете. С другой стороны, это ненадежная информация, потому что сплетники стараются приукрасить ее выдуманными подробностями. Человека, распространяющего сплетни, следует избегать (см. Пр.20:19).

СПЛЕТНИ – ПРИЧИНА РАЗДОРОВ

Сплетни всегда подливают масла в огонь отношений. «Слова наушника как лакомство, и они входят во внутренность чрева» (Пр.18:8). Эти лакомства остаются в нас, создавая ложное впечатление о тех, кого они касаются. Если мы перестанем подкладывать дрова в ссоры, они угаснут, как огонь без топлива.

Сплетня разлучает лучших друзей (см. Пр.16:28). Если вы выслушали сплетню о вашем друге, это вбило между вами клин. Возвело стену подозрений и сомнений. Если же мой друг сообщает мне сплетни о ком-то, я начинаю сомневаться в его верности. Ведь если он сообщает сплетни мне, он может начать сплетничать и обо мне.

ВЫБОР ЗА НАМИ

Мы должны расстаться с мифами и задать себе вопрос: что нам делать с дурными слухами, дошедшими до нас? Слово Божье предоставляет четыре возможности:

1. Расскажите об этом Богу в молитве и предоставьте решение Ему (см. 1Пет.5:7).

2. Обратитесь непосредственно к тому, кого касается сплетня, с кротостью и сдержанностью (Мф.18:5). Поговорив с жертвой слухов, мы сможем по-иному взглянуть на дело.

3. Обратитесь с этой проблемой к тому, в чьей власти исправить создавшееся положение (Мф.18:15-17). Может быть, это будет начальник на работе или пастор в церкви.

4. Постарайтесь защитить жертву клеветы (Пр.10:12). В этом смысле показательна история Ноя, сын которого, Хам, увидел Ноя пьяным и обнаженным в шатре и «рассказал двум братьям своим» (Быт.9:22). Братья же, Сим и Иафет, поступили иначе: они взяли одежду, вошли в шатер спиной и накрыли отца, «лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего».

У нас есть выбор: вести себя, как Хам, рассказавший о происшедшем другим, или же, как Сим и Иафет, поступившие с отцом деликатно. «Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга», – говорится в Писании (Пр.17:9).

Татьяна АРЧИБАСОВА

 

Еще древние заметили, что женщины могут хранить секрет группами по 30-40 человек.

 


МИФЫ О СПЛЕТНЯХ

В мире сплетен существуют свои «мифы».

Первый «миф»: существуют специфические «женские» грехи.

Действительно, в двух местах в Библии грех клеветы и сплетен связан с женским характером (1Тим.3:11; 5:13). Но Писание нигде не говорит, что мужчины менее повинны в этом грехе, чем женщины.

Второй «миф»: слух, соответствующий действительности, можно распространять.

Но ничто не может быть дальше от истины, чем это заблуждение. Дело в том, что наша с вами правда очень относительна. Мы можем чуть-чуть прибавить, приукрасить… можем эмоционально преподнести правду так, что она окажется клеветой. В Евангелии говорится: «Итак, будем искать того, что служит к миру и к взаимному назиданию» (Рим.14:19). Рассказывая подробности чьей-то личной жизни третьему лицу, зададим себе вопрос: а служит ли это к миру, проявляется ли таким образом моя любовь к ближнему?

Третий «миф»: нам якобы надо знать худшее о человеке, чтобы «молиться о нем осмысленно».

Но сплетня не делается от этого менее вредной.

Четвертый «миф»: невысказанное желание сблизиться с тем, кому мы рассказываем тайну.

Многие доверительные отношения возникают только на основе разговоров об общих «врагах». Но, как мы уже знаем, наушничество не углубляет дружбу между людьми, напротив, оно разлучает их (см. Пр.16:28).

Пятый «миф»: «Он никому этого не передаст». Как бы не так! Всем давно известно, что тайна, о которой узнал кто-то третий, перестает быть тайной.
 

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!