Эвтаназия: милосердие или убийство?

Слово «эвтаназия» происходит от двух греческих слов «хороший» и «смерть». Эвтаназия – любые усилия, направленные на то, чтобы процесс смерти не был долгим и/или мучительным, если смерть все равно неизбежна.

Эвтаназия бывает двух видов: пассивная и активная.

Если пациент отказывается от медицинского лечения, от применения препаратов, которые помогают поддерживать его жизнь – это пассивная эвтаназия. Гласно или негласно, такая практика уже достаточно широко распространена во всем мире.

Активная же эвтаназия запрещена в большинстве стран мира, но все чаще затрагивается вопрос о ее легализации. Она подразумевает прямое действие, прерывающее жизнь пациента, например – ввод медицинских препаратов, приводящих к безболезненной и быстрой смерти. Активная эвтаназия разрешена законом в Нидерландах, Бельгии, Швеции, Швейцарии и в нескольких штатах США.

В России активная эвтаназия запрещена статьей 45 закона «Об охране здоровья граждан», которая предусматривает уголовную ответственность врача за «удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами». В то же время, закон предусматривает возможность «добровольного отказа от медицинской помощи», что может рассматриваться как пассивная эвтаназия.

Эвтаназия может быть добровольной (когда больной сам просит о том, чтобы ему помогли умереть) и принудительной (когда за больного решает кто-то другой: родственники, или врачи, или представители власти).


Существуют самые разные точки зрения на вопрос: использовать эвтаназию или нет?


Аргументы за

1. Свобода воли и выбора. Каждый человек вправе сам распоряжаться своей жизнью, а значит, в том числе он имеет право на смерть.
2. Эвтаназия дает возможность уйти из жизни достойно, грубо говоря, не превращаясь в «безвольный овощ».
3. Если эвтаназия все равно существует в том или ином виде, то почему бы не вынести это явление на свет и узаконить ее?
4. Деньги. Еще одним аргументом сторонников эвтаназии является экономическая целесообразность такой процедуры по сравнению с многолетней дорогостоящей эксплуатацией оборудования и технологий поддержания жизнедеятельности неизлечимо больных пациентов.
5. Эвтаназия как проявление милосердия. Ведь «медицинская помощь» подобного рода помогает неизлечимо больному, страдающему человеку прекратить свою боль. Милосердие побуждает нас позволить безнадежно больному умереть, особенно, когда он ясно выражает такое желание.


Аргументы против:

1. Врачебный долг. Против эвтаназии выступал еще отец медицины Гиппократ. В его «Клятве» прямо указано – «...я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не укажу пути к осуществлению подобного замысла». Таким образом, для врача является кощунством прекратить лечение пациента, а тем более, способствовать его смерти.
2. Возможность ошибки в диагнозе. Это достаточно серьезный аргумент противников эвтаназии, ведь смерть необратима, а значит, исправить подобную «ошибку» будет невозможно.
3. Вероятность выздоровления. Возможности человеческого организма исследованы учеными на сегодняшний день всего лишь на пятьдесят процентов. Каждый день в мире медициной внедряется 130 новых препаратов. То есть, возможно, уже сегодня будет найдено лекарство от неизлечимой болезни.
К тому же известно немало случаев, когда пациент выздоравливал чудесным образом, и врачи не могли объяснить, почему так произошло.
4. Возможность корыстного злоупотребления. Принятие закона при нынешнем уровне коррупции в стране и сомнительном моральном состоянии общества означало бы юридическое прикрытие свободы убийств. Причем одинаково и в отношении старика, занимающего однокомнатную хрущевку, и в отношении владельца нефтяного бизнеса.
5. Милосердие врача и близких. Противники эвтаназии говорят о том, что если больному оказывать должное внимание, время, заботиться о нем, то и самого желания смерти у него не возникнет.

БОГ ИЗБАВЛЯЕТ ОТ СТРАХА И ДАЕТ НАДЕЖДУ

«Я боюсь заболеть. Я боюсь одиночества. Меня все забудут. Я стану никому не нужен. Не хочу быть своим детям обузой… Этот нарастающий, многослойный ком страха гонится по пятам за стариками, больными, заставляя многих задуматься о некой руке сострадания, сжимающей шприц» – так точно обозначил проблему эвтаназии журналист Владимир Симонов.

Но будем помнить, что Бог – Властелин жизни и смерти. Он дает жизнь, и Он забирает ее тогда, когда считает нужным: «Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого» (Еккл.8:8).

Священное Писание говорит о том, что человек и его страдания не безразличны Богу. Бог печется и о тех, кто умоляет о смерти. Он дает смысл жизни даже в конце существования. Лишь Бог знает, что является лучшим для человека, и Его выбор безупречен. Те, кто доверяет Господу, по-другому видят вещи. Верующие знают, что их жизнь имеет смысл, имеет значение в глазах Бога, и Бог с ними в

Нельзя также забывать, что во-первых, перед смертью человек осознает, что стоит на пороге вечности. И очень важно, где он эту вечность проведет. Возможно, только в такие минуты он и сможет покаяться перед Богом и примириться с Ним. Ведь что значат эти несколько дней или месяцев страданий здесь, при жизни, по сравнению с вечными муками в аду, если человек не раскается?

Во-вторых, в такие моменты у близких есть шанс проявить свою любовь к смертельно больному человеку. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Вспоминаются различные истории нескончаемых страданий и раскаяний тех детей, которые не смогли проявить свою любовь к родителям, умершим неожиданно. Когда же близкие сталкиваются с неизлечимыми болезнями своих родных, у них есть возможность исправить то, что было неверно в отношениях. И от этого меняется их собственное сердце.

В-третьих, никто не может гарантировать, что чуда не произойдет.
 Как сообщает новостной интернет-портал vesti.ru: «Документальный фильм «Девочка, которая отказалась умирать», показанный в эфире датского национального телевидения, вызвал общеевропейские дебаты еще до премьеры.

Это история девятнадцатилетней Карины Мельхиор. Год назад она отправилась загорать на пляж за рулем родительского автомобиля. По дороге не справилась с управлением: авария, черепно-мозговая травма, кома.

Съемочная группа, которая готовила фильм о семьях, столкнувшихся с необходимостью принять решение о пожертвовании органов своих близких, документировала все происходящее с первого дня, когда девушка оказалась в госпитале. Через трое суток врачи признали: шансов у Карины нет. Момент, когда у отца отнимают надежду, оказался на пленке.

«Ведь возможно еще хоть какое-то чудо?» – с надеждой спрашивает отец Карины Ким Мельхиор.

«Нет», – категорично заявляют медики.

После мучительных размышлений родители согласились с тем, что их дочь станет донором органов для пациентов, у которых еще остается надежда. Дошло до того, что врачи отключили аппарат искусственного жизнеобеспечения, но Карина не только не умерла: через сутки она начала приходить в себя, момент пробуждения тоже запечатлен на камеру.

Родители уже подали жалобу на госпиталь – сутки без искусственной вентиляции легких, возможно, нанесли мозгу Карины больший ущерб, чем авария. У нее почти отсутствует кратковременная память, она не чувствует запахов, и полный масштаб повреждений еще предстоит оценить. В больнице случай не комментируют, пока идет разбирательство. Но это не помешало одному из докторов выразить свое личное мнение на камеру.

«Я полагаю, что мои коллеги повели себя слишком резко. Информировать родственников надо, не убивая надежду», – говорит врач-невролог Йенс-Кристиан Соренсен.

Случай Карины – не единственный. В США в прошлом году жертва автокатастрофы пришла в себя за час до уже запланированной трансплантации, уже после того, как врачи констатировали смерть мозга. Пять лет назад в Польше мужчина вышел из комы после двадцати лет пребывания на искусственном жизнеобеспечении.

Эти случаи доказывают: никто не может гарантировать, что чуда не произойдет».

Подготовила Юлия САМАРСКАЯ



Мнение:

Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко: «На огромных просторах России не в самых богатых, а порой в более чем скромных храмах здоровья врачи каждый день совершают чудо спасения человека. Чудо, которое редко кем оценивается… А теперь вот еще делаются попытки «расширить» его профессиональные обязанности, предоставив право на убийство. Ничего более кощунственного придумать просто невозможно. Врач — не палач! …Убежден: у нас нет права даже на дискуссию об эвтаназии. Она оскорбляет врача».

www.memoid.ru



ДОКТОР «СМЕРТЬ»

«Врач-консультант дает советы, как добровольно расстаться с жизнью» – такое достаточно простое и лаконичное объявление напечатали в детроитской газете в 1987 году. Его автором был врач-патологоанатом Джек Кеворкян («доктор Смерть»), главный американский популяризатор активной эвтаназии.

В 1989 он разработал и построил т.н. «машину самоубийства» (мерситрон), подающую смертельную дозу анальгетиков и токсичных препаратов в кровь больного, для пациентов, не способных покончить с собой иными способами. «Мерситрон» – по-русски «сострадатель».

С помощью мерситрона Джек Кеворкян в 1990-1998 годах незаконно способствовал добровольному уходу из жизни более 130 тяжелобольных людей.  

В 1991 году Кеворкяна лишили лицензии на занятия медицинской практикой, а в марте 1999 года обвинили в убийстве и приговорили к тюремному заключению.

В июне 2007 года он был условно-досрочно освобожден на два года раньше срока. В тот момент, когда Джек покидал тюрьму, мичиганские католики обратились к американской прессе с призывом не героизировать Кеворкяна: «Самый большой грешник – это человек, решивший побыть немного Богом».

www.doctorgev.org
 

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!