Кто ищет бога, тот найдет его

Почему одни люди обращаются к Богу, а другие бегут от Него? Почему для одних существование Бога очевидно, а для других - нет?

Казалось бы, в страданиях люди должны обращаться к Богу, но многие, страдая, обращаются к алкоголю, а про Бога совершенно не вспоминают. Уже в Священном Писании мы видим две противоположных реакции на призвание Господа. Так, апостолы Иоанн и Иаков, простые рыбаки, услышав слово Христа, тотчас оставили свое ремесло и семьи и последовали за Господом (см.: Мф.4:21-22), а богатый юноша, которому Спаситель сказал: «Следуй за Мной», – как написано в Евангелии, смутившись, отошел от Него с печалью (см.: Мф.19:16-22; Мк.10:17-22).

Действительно, обращение человека к Богу всегда загадка. Люди, вроде бы, живут в одних и тех же социальных и культурных условиях, но подчас совершенно по-разному относятся к вере.Чтобы понять суть этой проблемы, попытаемся сначала выяснить, что такое неверие, атеизм.

ДВА ВИДА АТЕИЗМА

Вообще, на мой взгляд, существует два вида атеизма. Первый – это вынужденное неверие, так сказать, атеизм по недоразумению, когда ребенок просто был так воспитан и потому не имеет представления о мире духовном. Такие люди способны поступать по-христиански, хотя, казалось бы, их этому никто не учил. В определенный момент подобный человек может легко (в каком-то смысле, легко) обрести веру: она в нем обнаружится, как сокровище, которое находилось в забвении, но не было утрачено полностью. В этом случае вера в человеке не умерла, но спит, и она может пробудиться – при размышлениях о смысле жизни, при созерцании природы, при обращении внимания на примеры жизни искренне верующих людей и во многих других случаях.

Второй вид неверия есть атеизм идейный: это какая-то внутренняя агрессия, неприязнь к духовному, так что человек отворачивается от Бога, как тот, у кого больные глаза, отворачивается от солнца. Причем сам атеист порой не понимает существа своего атеизма.

ПЕРВЫЙ ШАГ К БОГУ – ПОИСК

Неверие, атеизм – это, прежде всего, попытка скрыться от Бога, спрятаться, как бы закрыть руками глаза и сказать: «Бога нет», – подобно тому, как мы порой пытаемся спрятаться от своей собственной совести, а совесть – голос Божий в человеке.

На протяжении всей истории атеизм – это еще и попытка убедить себя в том, что Бога нет, ради оправдания собственных греховных пристрастий. Это отрицание не обязательно начинается в разуме или рассудке, но чаще всего происходит где-то в глубинах падшей души, в сердце.

Так вот, если неверие – это попытка скрыться от Бога для оправдания своих грехов, то вера – это обратный путь, возвращение к Богу с желанием очиститься от грехов. Но, чтобы вернуться, надо знать путь, а для этого нужен поиск. И очень часто человек приходит к вере потому, что его душа вдруг чувствует некий зов, необходимость поиска. Человек еще не понимает, что ему не хватает Бога, но уже ощущает, что обыденность не удовлетворяет его. Начинается своего рода поиск смысла жизни, поскольку вдруг обнаруживается бессмысленность земной суеты. Хочется к этому добавить, что обычно люди ищут смысл жизни не с помощью рационального, логического рассуждения, а интуитивно, как некую внутреннюю потребность.

ПРЕУСПЕВАНИЕ НЕ ПРИНОСИТ СЧАСТЬЯ

В конце XX века вышла публикация, рассказывающая о печальной участи сына одного американского миллионера. В публикации говорилось о том, что преуспевающий молодой человек, сын миллионера, в расцвете сил и благополучия окончил жизнь самоубийством. При нем обнаружили записку следующего содержания: «Взял от жизни все, не нашел в ней ничего интересного, ухожу из жизни добровольно». У этого молодого человека были самые лучшие автомобили, дорогие виллы, его окружали самые красивые женщины. Словом, он имел все, о чем только может помечтать. И вдруг такой печальный итог.

Значит, при всем изобилии его душе чего-то не хватало, чего-то самого главного. Он просто получил несколько раньше то, к чему стремится большинство людей, и увидел, что в этих достижениях нет совершенно ничего особенного. Как признается герой А.С. Пушкина Евгений Онегин:

«Я молод, жизнь во мне крепка, Чего мне ждать? Тоска, тоска…»

В нашей жизни часто бывает так: нам кажется, что, сделав удачную покупку, добившись выгодного места работы, высокой зарплаты, хорошего положения в обществе и т.д., мы наконец-то успокоимся, обретем что-то важное. Но, едва добиваемся всего этого, как оказывается, что ничего в этом особенного нет, и нам опять чего-то не хватает, ощущается какая-то пустота. Мы стремимся к неуловимому благу, к полноте жизни, как к манящему горизонту, до которого никак не добраться. Потому что душа человека такова, что насытить ее сможет только Бог. Только бесконечный Бог сможет наполнить бесконечные глубины нашего сердца. Именно вера в Господа дает душе тот долгожданный покой, которого ищет человеческое сердце.

НУЖНО ВОЗРОЖДЕНИЕ

Среди внешнего шума человек может чувствовать призвание Божие. Он даже и сам не понимает, чего ему не хватает, но ощущает какую-то неудовлетворенность, внутреннее беспокойство, необходимость высшего смысла и правды. И только спустя много лет такой человек начинает вдруг понимать, что все это время ему не хватало Бога.

Конечно, сколько людей, столько бывает и путей к Богу. Кто-то обращается к вере через изучение природы. Некоторых Создатель привлекает к Себе посредством явных чудес: человеку грозила смерть, неминуемая беда, неизлечимая болезнь, и вдруг все благополучно разрешилось без видимых земных причин. В этом случае точно дается знать, что помощь подал именно Всевышний.

Но, как бы то ни было, если в человеке не произойдет внутреннего переворота, переоценки ценностей, а точнее, если не произойдет пробуждения его души, ее перерождения, верующим он не станет ни при каких аргументах.

По статье Валерия ДУХАНИНА «Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу»,

pravoslavie.ru
 

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!