Бог говорит в тишине

“... ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша” (Ис.30:15)

Люди просыпаются под гул автомобильных моторов, идут через многоголосицу улиц, вокзалов, офисов. Несутся по жизни, общаясь по телефону, и в мусоре городского шума даже не слышат, как бьется их собственное сердце.

Многие боятся тишины: она для них тягостна, вызывает беспокойство, хотя позволяет остаться человеку наедине с Богом, со своей совестью, обдумать свои грехи,покаяться и помолиться.

Библия о пользе молчания и вреде многословия

Слово Божие свидетельствует, что Иисус Христос многократно беседовал с Отцом Небесным наедине и проводил в этой беседе целые ночи. «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6:12).

Для уединенного общения с Богом и истинного покоя мы должны иметь время во дне, когда необходимо отложить все в сторону, воздержаться от пустых разговоров, от суеты...

Призыв уйти хоть ненадолго от мирской суеты звучит в Библии часто.

«И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра [и там Господь]»

(3 Царств 19:11-12).

Пребывая в тишине, люди могут сосредоточиться на Боге, и посторонние мысли уже не будут терзать их и смущать, и тогда разум отгородится от внешнего и повернется к Богу — источнику всего.

«Я сказал: буду наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои; я был нем и безгласен и молчал даже о добром...» (Пс. 38:2,3).

Разум не терпит пустоты

Если разум не занят святым и прекрасным, то он не терпит пустоты, и в него врывается мир, со своими хлопотами, беспокойствами, неправильными представлениями, ведущими к неправильным поступкам и в конечном итоге приводящими в ад.

Поэтому для христиан первейшей задачей является стремление к пребыванию во Христе, в Его учении.

Удаляясь от суеты мира хоть на какое-то время, мы даем возможность Источнику Жизни, Иисусу Христу, менять нас: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой»

(Ин. 7:37-38).

Как молился Христос?

Если смысл жизни христианина — следовать за Иисусом Христом, давайте прочитаем, как же Сам Христос молился.

Иисус собрался покинуть Капернаум, где Он проповедовал в синагоге, а после захода солнца Он исцелял больных и освобождал людей от бесов. «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк. 1:35).

После чуда с хлебами и рыбами, «тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другой берег.…И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один» (Мф. 14:22, 23). Он был в одиночестве до четвертого часа ночи.

Апостол Лука описывает последние дни Иисуса перед арестом: «Днем Он учил в храме; а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонской. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его» (Лк. 21:37, 38).

Люди, спящие духовно, пускают в свою жизнь обыденность, суетливость, хотя молчание приносит добрые плоды. Многие ли из нас готовы обуздывать свой язык, чтобы обрести вечные сокровища – веру и само Царство Небесное? Ведь написано: «При многословии не миновать греха» (Прит. 10:19). Стоит прилагать усилия, и в борьбе с многословием в том числе, чтобы достичь Царства Небесного. Как говорит Библия, «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12).

Лицемерные молитвы

Иисус Христос говорил о множестве дорог, которые могут привести верующего к лицемерию, одна из них — это молитва для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на людей, фарисейская молитва. «И когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6:5). И тут же дает совет: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Эти слова вечны и актуальны для всех людей.

Молитва — тихий разговор с Богом. Молитва – неотъемлемая составляющая веры, поэтому она должна быть сутью жизни верующего человека. И даже и во время молитвы надо уметь помолчать, чтобы услышать, что хочет сказать Господь. Ведь молитва – это не монолог, а диалог с Богом.

О пользе молчания

Воздержанность в слове — признак разумности. «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2). Апостол Иаков называет язык «неудержимым злом», исполненным яда смертоносного (Иак. 3:8).

Человеку достаточно двух-трех лет, чтобы научиться разговаривать, но иногда не хватает всей жизни, чтобы научиться молчать. Польза молчания заключается еще и в том, что оно хранит от многочисленных грехов языка: лжи, хулы, клеветы, сплетен, показухи, лицемерия, сомнений, споров, любопытства, искажения Слова Божьего.

Молчание —признак мудрости. Можно говорить очень много о Боге и никогда не разговаривать с Самим Богом. Бог любит говорить с нами в тишине.


Как научиться молчать

. Прежде чем сказать что-то, лучше подумать. Иногда молчание бывает намного лучше сказанных слов. «Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло» (Пр. 15:28).

. Необходимо подумать о том, как наши слова повлияют на окружающих, ведь часто хочется покаяться за необдуманно произнесенные слова: «Я часто раскаивался в своих словах, но никогда — в своем молчании» (М. Публий).

. Следует избегать ситуаций соперничества, когда люди с помощью слов пытаются унизить другого, показать свое превосходство: «Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему, но разумный человек молчит» (Пр.11:12).

. Также нужно отличать, когда пришло время говорить, а когда лучше промолчать. В Библии рассказывается, что, когда Иисуса Христа обвиняли первосвященники, Он не отвечал им. Понтий Пилат был поражен, что Иисус Христос не ответил ни на одно из обвинений (Мф. 27:12-14). Иисус Христос знал, что в этом нет нужды, и Его молчание было красноречивее слов, которые Он мог сказать.

. Помнить, что только человек, знающий, что такое молчание и покой, может расслышать боль и страдание другого человека, дать возможность выговориться и этим самым помочь человеку.

Царь Давид писал: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою» (Пс. 22:1-3). Давид прекрасно знал одну истину: человеку следует просить у Бога мира и покоя.

Подготовила Елена Петибская

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!