Как приучить ребенка к труду?

Еще 30-40 лет назад мы не представляли, что домашняя работа может быть настолько облегчена бытовой техникой. Сегодня нашими незаменимыми помощниками стали стиральные и посудомоечные машины, мультиварки, роботы-пылесосы. При этом скучающий ребенок в семье не ведает, чем себя занять. В результате растет поколение избалованных детей, не уважающих труд. Как же быть?

«Вырастить трудолюбивого, ответственного ребенка можно и в современных условиях, – уверена Тимошевская Тамара, педагог со стажем и мать двоих детей. – Важно только не пропустить момент, когда ребенок сам начинает интересоваться домашней работой».

«Начиная с 2-3 лет, все малыши стремятся помогать, – пишет блогер Марина Сосновская (medbooking.com).– Они просят разрешения вымыть посуду, хватают швабру в руки, тянутся к утюгу, пылесосу, куску теста на столе. Рассыпанная мука, игра с кастрюлями, детская посудка и бытовая техника на прилавках магазинов — неотъемлемые атрибуты правильного, счастливого детства. Привлекайте кроху к семейным обязанностям как можно раньше. Родительские действия выстраивайте по следующей схеме.

Первое. Лучше всего — собственный пример. Не убирайте дома, когда ребенок спит, на улице или в гостях у бабушки. Пусть малыш видит, как взрослые хлопочут по дому, наводят чистоту.

Второе. Озвучивайте происходящее вокруг. Рассказывайте крохе, зачем вы вытираете пыль, как приятно жить в чистой комнате, как много микробов на грязном полу. С 3-4-летнего возраста поощряйте желание учиться, узнавать новое.

Третье. Доверие без страха. Распространенная ошибка родителей — нежелание осложнять себе жизнь».

«Вот типичная ситуация, – продолжает Тамара Тимошевская.– Пятилетняя Ирочка решила помочь маме помыть посуду. Значит, как и в прошлый раз, будет лужа возле мойки, мокрое платье, и хорошо, если все это затянется только на полчаса и посуда останется целой...

Мама не выдерживает: «Ирочка, не надо, иди, поиграй, все равно нормально не сделаешь! Подтирать потом за тобой!»

И ребенок покорно идет, куда его послали. А так хотелось помочь, сделать что-то самой...

В этом возрасте дети рвутся к самостоятельности – так дайте им возможность ею насладиться! Конечно, сначала получается плохо. Но, чтобы чему-нибудь научиться, нужно начать это делать!

Хвалите малыша, поощряйте!

Вот малыш пыхтит, сопит, но при этом сам ползает по своей коечке, заправляет ее. Похвалите его даже за самый маленький успех! И пусть доводит дело до конца. Довел, помыл посуду, положил подушку на место – оцените его работу, похвалите перед другими членами семьи.

Он и дальше будет с удовольствием выполнять ту же работу по дому, если раз за разом будет повышать свою значимость в собственных глазах, принимая бонусы в виде похвалы со стороны взрослых. Он же так получает мотивацию к труду, что может быть важнее этого?

Дальше – больше. Закрепите за взрослеющими детьми какие-то домашние обязанности и настаивайте на их выполнении. Причем поручения должны быть конкретными, действительно нужными, а не придуманными в воспитательных целях. И продолжайте подчеркивать, что хлеб, скажем, куплен свежий, пыль вытерта начисто. А поощрения необходимы просто как воздух!

С домашних дел начинается выработка в ребенке отношения к труду как к жизненной потребности. А если раз за разом вырывать у малышки веник из рук, то не стоит удивляться, когда, подросшая, она не станет стремиться часть домашних дел взять на себя. И только ли домашних?

Никогда не отталкивайте ребенка фразами «Отойди. Ты все испортишь!», «Тебе не под силу», «Ты не справишься» или «Ты еще маленький, вырастешь — тогда будешь помогать». Эти слова вселяют в растущего человека неуверенность в собственных силах — зачем ему браться, если итогом станет неудача? В лучшем случае ребенок перестанет проявлять инициативу, в худшем — у него появится отторжение к домашней работе.

И еще. Не пугайте ребенка сложностью домашнего труда. Не концентрируйте внимание на том, как тяжело вам приходится на работе. Подобные негативные мысли прививают отрицательное отношение к труду. Золотая формула самодостаточности, которую используют родители — «Ты можешь. У тебя обязательно получится». Следуйте ей, и у вас вырастет гармоничная личность, не боящаяся никаких трудностей и препятствий».


Библия олени и трудолюбии

«Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод».

(Прит. 19:15)

«Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего».

(Прит. 26:14-15)

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?»

(Прит. 6:6)


Советы родителям

1. Если ребенок постоянно уклоняется от домашних дел, попытайтесь понять: по силам ли ему ваши требования. Всякое поручение должно даваться с учетом возрастных возможностей и особенностей.

2. Никогда не забывайте благодарить и хвалить ребенка за сделанное.

3. Вырабатывайте в детях позитивное отношение к труду. Радуйтесь вместе с ними результатам, особенно когда малыши долго и упорно работали.

4. Невозможно заставить быть трудолюбивым с помощью угроз. Рано или поздно человек, с которым так обращаются, взбунтуется. При этом форма протеста может быть разной (слезы, гнев, ложь, болезнь, бегство), но сутью станут испорченные отношения с «надсмотрщиком».

5. У ленивых родителей не бывает трудолюбивых детей. Будьте для детей примером человека, любящего трудиться.

6. Читайте вместе с детьми Притчи Соломона, в которых много говоритсяо лени и трудолюбии. Подчеркивайте, что лень, согласно Библии, есть глупость, а трудолюбие – мудрость.


Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

– Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

– А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.

А третья молчит.

– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают ее соседки.

– Что же сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного нету.

Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.

Другой песню поет, соловьем заливается – заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

– Ну что? Каковы наши сыновья?

– А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.

Валентина Осеева

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!