Притчи Иисуса Христа

Притчи появились на Востоке, в древности. Именно там любили говорить загадками, иносказательно. В обычных притчах был скрыт урок для всех людей, житейская мудрость, советы. Притчи передавались от одного человека к другому, некоторые из них были зашифрованы, другие были понятны многим. Немало притч дошли до наших дней. Притчи стимулируют воображение, отталкиваются от известных вещей и ведут к постижению неизвестного. Притчи помогают принятию нравственных законов и внедряют в сознание человека истину.

Иисус Христос тоже иногда учил притчами.

Притча о сеятеле

(Мф. 13:3-23; Мк. 4:3-8; Мк. 4:14-20; Лк. 8:5-8; Лк. 8:11-15)

В годы Иисуса Христа Галилея была римской провинцией,в ней было очень много сельских жителей. Иисус в основном проповедовал среди простых людей — земледельцев, скотоводов, рыбаков. Он говорил на их «языке» и их образами, чтобы донести истину до их сознания. Однажды Христос рассказал притчу о сеятеле.

«Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит! … Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.

А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Мф. 13:3-23).

Иисус Христос выбрал образ сеятеля и семян, так как большинство людей, слушающих эту притчу, были земледельцами. В Галилее семя часто бросали в не распаханную почву, сеятель разбрасывал зерно либо рукой, либо струйкой через отверстие в мешке, который висел на идущем рядом животном. В большей части Галилеи плодородный слой был тонок, поэтому сеятель не вспахивал почву и до появления первых всходов не мог ничего узнать о судьбе урожая.

Причем сорняки (терние) на такой почве не были видны. Вместо того, чтобы вытащить их с корнем, их просто срезали или поджигали, но корни при этом оставались, и впоследствии сорняки могли заглушать появившиеся всходы.

В этой притче Сеятель — сам Господь, семя — Слово Божье, поле — все человечество, весь мир, воспринимающий Слово. Ее суть в том, что участь Божьего Слова зависит от того, на какую почву оно упало.

Люди, согласно образам притчи, могут быть дорогой, которую всякий топчет — и мир, и другие учения, и воображение, и собственные интерпретации Слова Бога. Это может быть и грубая натура человека, способная только сладко спать, вкусно есть, хорошо одеваться и не желать слышать о чем-либо.

Люди бывают и каменистой почвой, когда они услышанное слово не воспринимают всем своим существом. Эти люди могут стремиться к добру, и иногда Слово Божье находит в них отклик, но оно не захватывает человека настолько, чтобы тот ради Бога менял свою жизнь, трудился над собой, боролся с препятствиями.

Если семя, которое попало на каменистую почву, быстро взошло, но корня не смогло пустить, оно засохнет. Да, бывает так: человек с радостью воспринимает Слово Бога, кается, принимает крещение, говорит, что хочет следовать за Богом, служить Ему. Но потом ленится, не читает Библию, не исполняется Духом Святым. То есть не укореняется в Боге. А, когда нет корня, любое испытание, тревога, страх способствуют тому, что человек духовно падает, забывая о Боге.

Легко взошедшее семя бывает задушено бурьяном, дикими травами – так и вера может быть захвачена суетой, если мысли и чувства с утра до вечера заняты мелочами: мы спешим, нам некогда остановиться, подумать, почитать Слово Бога.

Люди бывают тернистой землей в отношении к семени Слова. Может, они и желают жить по законам Бога, но не хотят отказаться от мирских удовольствий,которые поглощают их полностью.

Истина Божья не войдет в человека просто так — нужны вера, труд, борьба с заблуждениями, кротость, смирение, а также добрые дела по вере.

Семена, которые приносят плод, символизируют людей, сохраняющих это семя и возрастающих духовно, что проявляется в повседневной жизни. Такие люди становятся все больше похожи на Христа.

Итак, Бог отдал Своего Сына Иисуса Христа на крест, чтобы спасти человечество. Но спасение происходит не без участия самого человека, не автоматически. Человек должен сам открыть свое сердце Господу. От Бога идет сила благодати, от человека — стремление к Богу, вера и усердие.Необходимо каждому исследовать свое сердце и свое отношение к Слову Бога, которое он слышит то ли во время проповеди, чтения Библии,то ли во время свидетельства о Христе, о славе Божьей.

Будем молиться о том, чтобы наши сердца были подобны доброй, плодородной, вспаханной земле, в которой даже малое зерно Слово Божьего даст обильный урожай.

«Царство небесное силой берется»



Притча о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга

(Лк. 11:5-8)

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят!»

(Лк. 11:9, 10)

Эту притчу Иисус Христос рассказал Своим ученикам после того, как научил их молитве «Отче наш». Христос на примере этой притчи показал Своим ученикам и всем, кто сейчас читает эти строки, что молитвы людей будут услышаны.

«И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит» (Лк. 11:5-8).

Гостеприимство было и остается одним из важных элементов человеческих взаимоотношений у восточных народов.

В Иудее во время жизни Иисуса Христа хозяин дома был обязан накормить странника, который оказал честь его дому, прося ночлега. И гостеприимство не зависело от того — богатый дом или бедный, есть ли хлеб в доме или нет.

В этой притче человек попросил хлеба, причем не для себя, а для гостя. Хозяин дома, в дверь которого стучался просящий хлеба, собрался отказать, мотивируя отказ тем, что “и двери закрыты, и дети спят”. Казалось бы, дети спят — это очень сильный аргумент. В те годы дети спали на полу вместе со всеми, так как в большинстве домов была только одна комната. Двери запирались на массивный засов, и шум при их открывании мог разбудить всех в доме. Не переставаемый стук в дверь тоже разбудил бы всех в доме. Стучавший проявил упорство — был неотступен. И по «неотступности его», в переводе с греческого «из-за назойливости его», и еще по смущению хозяина дома, в который стучался человек (ведь на следующее утро пошли бы по селению слухи о нарушении закона гостеприимства), он получил хлеб.

Эта «назойливость», упорство в достижении цели, настойчивость — хорошие качества, особенно если проситель настаивает не ради себя, а ради другого человека, поступая, как Авраам, который неотступно просил не о себе, а о Содоме (Быт. 18:23-33).

Человек может также молиться и о себе и получать от Бога просимое.

Эта притча свидетельствует о необходимости постоянства в молитве. Ведь Бог может не сразу дать то, о чем человек просит.

Однако Бог хочет, чтобы просимое было согласовано с Его волей, а молитва являлась молитвой веры и надежды. Бог знает, что лучше для нас. Но всегда человек должен знать и верить, что его прошение Бог исполнит в свое время и в наиболее полезной форме, если просимое согласуется с Его волей. Никогда Небесный Отец не даст вредного для человека.

«Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у него» (Лк. 11:13)

Подготовила Елена Петибская

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!