Семь проповедей с креста

Медицинская экспертиза дает понять, от чего обычно умирают люди на кресте: смерть наступает от того, что человек задыхается, так как не в силах подтягиваться на раздробленных запястьях. Иисус Христос, будучи распятым на кресте, произнес семь фраз. Вы можете себе представить, чего стоило Ему произнести их? Вдох. Выдох. Подтягивается. Скрип костей, трущихся о гвоздь. Боль. И только потом – слово. И все же Он говорил! Значит, эти слова очень важны, и их необходимо было всем услышать. Каждая фраза – отдельная проповедь. Итак, проповеди Иисуса с креста.

Иисус прощает всех
1. «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
(Лк.23:39-43)
Иисус Христос на кресте. Вселенная устремила свой взгляд на палестинский холм, где решается судьба всего творения. Вдруг Иисус подтягивается на том, что осталось от запястий, – на этот раз Ему надо взять чуть больше воздуха, чтобы ответить на вопрос разбойника.
Когда я говорю «разбойник», то имею в виду – самый настоящий разбойник. Это не Робин Гуд, обижавший плохих ради хороших. Это убийца и злодей, которого не пощадил народ даже в день Пасхи.
А вы помните, что разбойник сказал? «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!”(Лук.23:42). Так он процитировал надпись, которую размещали обычно на еврейских гробницах. Евреев хоронили в пещерах и на камне писали эти слова, чтобы Мессия не забыл про похороненных, когда придет воскрешать всех. Разбойнику, очевидно, не раз приходилась прятаться на кладбищах, где он и видел эту надпись. Возможно, другой молитвы разбойник и не знал.
Вдох, выдох, Иисус подтягивается: «Ныне же будешь со Мной в раю». Господь готов простить каждого, кто обращается к Нему в покаянии.
Иисус
заботится о ближних
2. «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе».
(Ин.19:26-27)
Проповедь вторая. Иисус все там же, на кресте. Умирает Тот, Кто однажды стал причиной рождения жизни. Вы только представьте: умирает сама жизнь. Еще никогда прежде эти два слова не стояли так близко: жизнь умирает. Божьего Избранника предал Его народ, которого Он баюкал пятнадцать веков, предали ученики, священники и, написано, Сам Бог на время оставил Его. Но что Христос делает? Он вспоминает о Своей матери. Подтягивается, глотает воздух: «Эй, Иоанн, есть дело: присмотри за мамой».
Иисус
прощает врагов
3. «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают».
(Лк.23:34)
Проповедь третья. Иисус продолжает любить даже врагов. Потому что иначе не может.
Иисус молится о прощении грехов других людей. Разве Он не знает, что нельзя просить прощения за других, что каждый сам должен покаяться за свой грех? Те слова Христа нужно рассматривать только через призму любви, а не теологии. Иисус ходатайствует о тех, кто распял Его: «Бог, прости этого молодого солдата, не сочти за грех. Да, его, того, кто только что плюнул».
И это еще не все. Христос говорит: «Ибо не знают, что делают». Он прожил жизнь человека и все понял. Иисус услышал нас, понял тебя и меня: грешим, потому что не знаем, что делаем. Если бы человек только осознавал цену греха – не стал бы грешить никогда. Вот почему Иисус отправляет Отцу последнюю «телеграмму». Он плачет о наших грехах, а не о своих страданиях. Он пришел не для того, чтобы указать, как надо себя вести, но чтобы понять тебя. Смотрите на крест и благоговейте: Иисус ходатайствует за нас.
Иисус
принимает нас
4. «А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»
(Мф.27:46)
Вы можете себе представить, какая катастрофа произошла во Вселенной? Сын оставлен Отцом. Ни один теолог не сможет раскрыть суть Триединого Бога. Не думаю, что кто-то возьмется объяснять, что значит – Отец оставил Сына, Того, с Кем проводит всю вечность. Однако я дерзну ответить, почему Он это сделал: Бог любит людей. Он оставил Сына на время, чтобы принять нас навсегда.
Иисус
любит тебя!
5. «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой».
(Лк.23:46)
Разве Иисус не мог остановить все? Разве это была не та же самая рука, что усмиряла море, очищала Храм, воскрешала мертвых? Эти пальцы вылепили Адама из глины и выгравировали истину на скрижалях. Одним взмахом эта рука опрокинула башню Вавилона и разделила Красное море. Стоит ли удивляться, что псалмопевец, когда праздновал свое освобождение, провозглашал: «Ты рукою Твоею истребил народы... Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего» (Пс. 43:3,4). Божья рука — могущественная рука.
Но это не вся правда о Его руках. Моя первая песенка, которую я выучил в воскресной школе, называлась «Иисуса любовь чудесная». Мы пели: «Высока, выше дальних звезд» – и поднимали руки вверх; «Глубока, ниже всяких вод» – и опускали руки вниз. А потом показывали широту, которую не объять. И лишь теперь, спустя столько времени, я понимаю, что это была песня о кресте. Тот, Кто выше небес, опустился так низко, чтобы расправить широко руки и обнять мир. Это руки освобождения. Руки вдохновения. Руки преданности. И руки спасения. Никто не лишал Его жизни, Он Сам ее отдал.
Иисус
понимает наши страдания
6. «Зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду».
(Ин.19:28)
Мы много размышляли над определением любви. Пытался и я объяснить, что такое любовь, пока не подошел ко Кресту, потому что там – все ответы.
Во время написания Евангелия Иоанном, приблизительно в 100 г. н.э., возникло новое направление религиозной мысли, которое называлось гностицизмом. Гностики ошибочно утверждали: все духовное хорошо, а все материальное плохо. Они говорили, например, что, когда Иисус ходил, Его ноги не оставляли следов, потому что Он был Духом в призрачном теле. Они отрицали страдания Христа, думая, что этим прославляют Бога. Вот почему евангелист Иоанн подчеркивает, что Иисус ощущал жажду, ведь Он был подлинно Человеком, таким же, как мы с тобой, и подлинно перенес агонию смерти на Кресте. Тот, Кто говорил, что Он есть живая вода, Сам просит пить, дабы нам не жаждать вовек.
Иисус
победил!
7. «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух».
(Ин.19:30)
Свершилось. В древних папирусных «расписках» об уплате налогов это греческое слово стояло в значении «оплачено полностью». Его писали не как приписку к тексту, но поперек текста, как вынесенный вердикт.
Сравнивая четыре Евангелия, мы находим одну весьма примечательную деталь. Другие евангелисты не сообщают нам, что Иисус сказал «совершилось», но пишут, что Он умер с громким возгласом на устах (Мф.27:50; Мк. 15:37; Лк.23:46). Иоанн же говорит, что Иисус провозгласил: «Совершилось». Объясняется это тем, что громкий возглас и слово «совершилось» – одно и то же. Христос произнес «совершилось» не унылым голосом, но громким и победным, потому что победа осталась за Ним. Иисус казался побежденным, когда висел на Кресте, но Он знал, что на самом деле победил.
Последняя фраза в этом отрывке еще больше проясняет ситуацию. Здесь сказано, что Иисус преклонил голову и предал дух. Иоанн пользуется тем же словом, которое выразило бы преклонение головы на подушку. Борьба Иисуса окончилась, битва была выиграна, и уже на кресте Он познал радость победы и отдых человека, окончившего Свое служение, – человека, который может теперь преклониться удовлетворенно и в полном покое.
Как вы думаете, кому Иисус это сказал? Отца рядом не было. Себе? Неправдоподобно. Он сказал это ученикам: ведь им придется пережить самую темную субботу за всю свою жизнь. Иисус понимал, что сил осталось немного: их хватит лишь на одно слово. И потратил его на ободрение учеников.
Свершилось! У Него получилось! Победа над дьяволом совершена! Это правда. Иисус ждет тебя. Иисус помнит о тебе. Иисус понимает тебя. Иисус любит тебя. Иисус умер за тебя. Иисус страдал за тебя. Иисус – за тебя!
Виталий Накул,
доктор богословия

«Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим иисусом Христом!» (1Кор. 15:57)
Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!