Пасхальная неделя: хронология событий

На праздник Пасхи мы слышим повсюду: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» Но что предшествовало этому воскресению? Через что пришлось пройти нашему Спасителю, чтобы искупление рода человеческого совершилось? Сегодня мы не будем говорить о всем служении Христа на земле. Речь пойдет о Его последних днях перед распятием и воскресением.

Дело было в Иерусалиме. Иисус Христос вошел туда как победитель. Его встречал народ, крича: «Осанна Сыну Давидову!» и постилая пальмовые ветви под ноги осленка, на котором Спаситель въехал в город.
В Иерусалиме Иисус совершил немало чудес, проповедовал в храме и учил там народ, что вызвало возмущение у книжников и фарисеев – духовных наставников Израиля, потому что Христос превосходил их по силе духа, любви и мудрости.
Когда первосвященникам стало ясно, что учение Христа противоречит их личным интересам, они решили убить Его: вошли в сговор с Иудой Искариотом, пообещав ему тридцать серебренников, если тот выдаст им Иисуса.
Зная о предательстве ученика, о силах зла, окруживших Его, а также о том, что ждет впереди, Иисус не уклонился от Своего решения понести наказание за грехи всего человечества и освободить людей таким образом из-под власти греха.
Итак, неделя перед Пасхой, начавшаяся торжественным въездом Иисуса в Иерусалим, заканчивается молитвой Иисуса в Гефсимании.
В Гефсимании
Мф.26:36-46;
Мк.14:32-42;
Лк.22:39-46;
Гефсиманией называется сад, который находился в долине потока Кедрон к востоку от храма, у подножия Масличной горы. Туда Иисус вошел со своими учениками. Придя в Гефсиманию, Христос ученикам велел оставаться у входа, а Сам пошел в сад, склонился на колени и молился Отцу Небесному в исступлении. Мы не знаем, о чем конкретно молился Господь, известны лишь Его слова, записанные в Евангелии: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня, впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет!» Эта молитва была исполнена отчаяния и жгучей горечи. Борение и жестокая боль души были столь сильными, что пот Его падал на землю, как капли крови.
Что же так ужасало Иисуса? Чем Он был так истерзан? Не физическими страданиями. Сердце Его холодело при мысли о том, какой ужас Ему придется пережить, если Бог-Отец оставит Его, ведь Божья святость несовместима с грехом, а Христу предстояло взять на себя грехи всего мира... «Чаша» означает наказание, которое понесли бы мы, не прими его за нас Христос.
После этих слов ко Христу явился ангел, который укреплял Его.
Трижды Иисус приходил к Своим ученикам в надежде, что увидит их молящимися, поддерживающими Его в столь трудный час. Но каждый раз находил их спящими. Наконец, когда Господь вернулся к ним после молитвы, то разбудил учеников и предупредил о приближении предателя.
Арест
Мф.26:47-56;
Мк.14:43-52;
Лк.22:47-53;
Ин.18:1-12
Сразу после того, как Иисус разбудил спящих учеников, появляется Иуда в сопровождении толпы римских солдат и иудейских чиновников, вооруженных мечами и кольями. Предательский поцелуй Иуды Искариота показал, кого надо арестовать.
Когда толпа приближалась, чтобы арестовать Господа, Он с божественным достоинством, без страха, встретил грядущее, всем Своим обликом выражая бесконечную любовь даже к Иуде – к тому, кто Его предал. Когда Петр достал свой меч и ранил слугу первосвященника, Иисус исцелил раненого. Христос пришел исполнить волю Отца и потому не сопротивлялся, хотя имел всю власть сделать это. Обратившись к пришедшим Его арестовать, Он сказал: «...теперь – ваше время и власть тьмы» (Лк.22:53).
Допрос
Мф.26:57 – 27:31;
Мк.14:53 – 15:20;
Лк.22:54 – 23:25;
Ин.18:33-38 – 19:9-11
Далее Христа повели в дом первосвященника Каиафы на допрос. Там духовные лидеры и старейшины пытались найти предлог для вынесения Иисусу смертного приговора. Однако ни одно из свидетельств не могло подкрепить обвинение. Спасителю только вменили в вину «богохульство», ибо Он называл Себя Сыном Божьим. На основании этого обвинения был вынесен смертный приговор.
У иудеев богохульство каралось смертью. Однако, находясь под властью Рима, иудеи не имели права приводить приговор в исполнение. Поэтому иудейские лидеры привели Христа к прокуратору Иудеи – Пилату, чтобы вытребовать у того разрешение на казнь Иисуса. Тут выяснилось, что Пилата вовсе не волнует оскорбление иудейского религиозного закона. Более того, обнаружив, что Иисус формально является подданным Ирода, прокуратор стал настаивать на том, чтобы сам Ирод допросил Христа. Ирод также не нашел в действиях Христа какого-либо покушения на государственные устои и отослал Его обратно к Пилату.
Понтий Пилат оказался в достаточно затруднительном положении. Понимая, что все обвинения против Христа — всего лишь выдумка первосвященников, он хотел наказать Его, а затем отпустить. Но иудейские лидеры отказались от такого решения вопроса. Зная, на что способна разъяренная толпа, они стали накалять страсти и призывать народ требовать смерти Иисуса.
«Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить, чтобы отпустили им лучше Варавву (по обычаю перед праздником отпускали на свободу одного заключенного – того, о котором попросит толпа – ред.), а Иисуса погубить (Мф 27:20-31). Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, сказав: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ закричал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие».
Анализируя ход судебного разбирательства, можно обнаружить всю его незаконность и поспешность.
Оно проводилось ночью, в отсутствие свидетелей защиты. Кроме того, показания свидетелей обвинения были крайне противоречивыми. Ко всему прочему, смертный приговор должен был быть оглашен не ранее следующего за судом дня. Таким образом, на свободу оказался выпущен закоренелый убийца и негодяй, а Христос был поруган, осужден и отправлен на казнь через распятие.
Распятие
Мф.27:32-56;
Мк.15:21-41;
Лк.23:26-49;
Ин.19:17-30
Дорога к Голгофе составляла около одного километра от претории, где проходил суд. Иисус был обессилен, потому не мог Сам нести тяжелый деревянный крест. Помог ему в этом Симон Киринеянин.
Между распятием Христа и Его смертью прошло около шести часов. Евангелисты делят этот период на две части. Первая длилась с третьего по шестой час (9.00-12.00). Затем на всю землю опустилась тьма от шестого до девятого часа (12.00-15.00), в конце которого Христос умер.
За эти шесть часов, проведенных Иисусом на кресте, Он произнес семь изречений, ставших широко известными христианам всех времен.
1. «Отче, прости им, ибо не знают что делают» (Лк.23:34).
2. «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43).
3. «Жено! Се, сын Твой... се, Матерь твоя» (Ин.19:26-27).
4. «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46; Мк.15:34).
5. «Жажду» (Ин.19:28).
6. «Совершилось» (Ин.19:30).
7. «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк.23:46).
Произнеся эти последние слова, Христос умер. В это время храмовая завеса разорвалась надвое сверху донизу, а «земля потряслась и камни расселись» (Мф.27:51). Это означает, что завесы, разделявшей грешного человека и святого Бога, больше не существует. Иисус Христос стал тем соединяющим звеном, мостом, по которому теперь каждый грешник, поверивший в искупительную смерть Спасителя, может примириться с Богом. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).
Погребение
Мф.27:57-6;
Мк.15:42-47;
Лк.23:50-56;
Ин.19:38-42
Христос был распят в день приготовлений к празднику Пасхи, который ежегодно отмечали в Израиле. К тому же это произошло накануне иудейской субботы – дня покоя. Так что закон требовал, чтобы тела преступников не оставались незахороненными на ночь. Поэтому религиозные лидеры упросили Пилата позволить снять тела еще до восхода солнца.
Чтобы ускорить приход смерти, осужденным обычно ломали ноги. Исполняя приказ Пилата, солдаты переломали ноги двум разбойникам. Но, приблизившись ко Христу, увидели, что Он уже мертв. Тогда, чтобы убедиться в Его смерти, они проткнули Его бок копьем: из раны потекла кровь с водою. Апостол Иоанн комментирует: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: «Кость Его да не сокрушится». В другом месте Писания сказано: «Воззрят на Того, Которого пронзили». Кровь по иудейской традиции означает жертвоприношение, а вода – очищение. Кровь освобождает человека от греха, а вода дает ему чистое, новое начало. Итак, смерть Христа приносит людям прощение и новое начало.
В погребении Иисуса значительную роль сыграл Иосиф из Аримафеи. Он пошел к Пилату и выпросил разрешение похоронить тело Христа в гробнице, которую купил для себя. Эта гробница располагалась в саду, недалеко от Голгофы.
Пилат дал разрешение. Тело Христа обернули в белые пелены и отнесли в гробницу. Все было закончено еще до заката в пятницу. Мария Магдалина и Мария, мать Иисуса, видели, где был похоронен Иисус.
Первосвященники и фарисеи на следующий день после распятия день (в субботу) попросили Пилата об охране гроба. Он удовлетворил их просьбу, наложив печать на камень, затворявший вход в гробницу.
Воскресение
Мф.28:1-20;
Мк.16:1-20;
Лк.24:1-53;
Ин.20:11-31
Христос был погребен в пятницу перед закатом и воскрес перед рассветом в воскресенье. В этот момент на заре произошло землетрясение. Камень, запиравший гробницу, отвалился в сторону. Перепуганные солдаты побежали в город, чтобы сообщить первосвященникам и старейшинам о том, что произошло.
В это время, не зная о случившемся, к гробнице пришли Мария Магдалина и другие женщины с целью помазать тело Спасителя приготовленными ароматами (так обычно делалось перед погребением, погребение же Иисуса Христа было слишком поспешным).
Зайдя в пещеру, где был погребен Христос, женщины не обнаружили в ней Спасителя: там лежали лишь пелены, в которые был обернут Господь. Мария побежала предупредить учеников, думая, что тело Господа кто-то вынес. Оставшиеся женщины вошли в пещеру и увидели ангелов, которые сообщили о том, что Христос воскрес и что они должны пойти и рассказать об этом ученикам, что женщины и сделали.
В скором времени к гробнице прибежали Петр и Иоанн, чтобы убедиться в произошедшем. Они увидели гроб пустым и ушли.
Мария Магдалина тоже вернулась к гробнице и, не найдя в ней Господа, горько заплакала. И вдруг ей явился Сам Христос со словами: «Жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20:15-17).
Удивительна любовь Христа! Победив сатану на Голгофе, Иисус спустился в места преисподние, чтобы забрать у дьявола ключи от ада и смерти, так как в Себе Самом не имел никакого греха. “Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все” (Еф.4:8-11) “Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?”(1Кор.15:55).
Затем, когда Он направлялся к Отцу Небесному, чтобы представить Ему доказательства искупления рода человеческого, увидел плачущую у Его гроба женщину. И Он приостанавливает Свою миссию, чтобы утешить скорбящую.
У Бога всегда есть время для каждого страждущего. Он ценит и любит всех. Он сделал ВСЕ, чтобы каждый человек, независимо от возраста, пола, нации или народности, мог примириться с Богом. Для этого нужна только вера в то, что Иисус взял на себя все грехи и воскрес!
И Он, зная, как трудно верить в невидимое, являлся после Своего воскресения ученикам, а Фоме даже позволил вложить персты в Свои раны на запястьях. Однако при этом сказал: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20:30-31).
Подготовила
Елена Рыч

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоан.11:25)
«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоан.10:11)
Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!