Пасхальный ужин времен Иисуса Христа

Все христиане совершают причастие, хлебопреломление, вечерю Господню или мессу, что одно и то же. И делаем мы это по прямому повелению Самого Христа в Его воспоминание. В Евангелиях дано описание последнего пасхального ужина Христа с учениками. В Мишне (так Христос называл предания человеческие) раскрывается каждый аспект религиозной жизни иудеев времен Христа.

Согласно Мишне, требования к пасхальному обряду были теми же, что и в книге Исход. В Песахим 10:5 равви Гамалиил говорит:
«Если кто-нибудь не упомянет три следующие элемента на Пасху, а именно: Пасхальную жертву, опресноки и горькие травы, то тот не исполнил свой долг. Пасхальную жертву – потому что Святой... прошел мимо домов наших отцов в Египте; опресноки – потому что наши отцы были искуплены из Египта; горькие травы – потому что жизнь наших отцов в Египте была наполнена горечью».
К I в.н.э. пасхальный обряд включает в себя дополнения. Уже практиковалась форма служения, именуемая «седер». Участвующие в ней возлежали за столом по обычаю свободных граждан Вавилона (наследие плена). Церемония включала ритуальные омовения рук и произнесение установленных молитв.
Выпивалось 4 чаши вина как символ радости. Самый бедный человек обязан был выпить их, даже если бы ему пришлось занимать деньги. Пили красное вино, смешанное с водой, которое подогревали, что должно было символизировать кровь агнца, являясь в то же время образом радости.
На столе рядом с запеченным пасхальным агнцем находились горькие травы и опресноки. Один раз горькие травы обмакивали в соленую воду или уксус. Там уже был «харосет» – сладкая смесь яблок и орехов. В него обмакивали горькие травы и опресноки. Он был символом того, что когда Бог дал обещание спасти евреев от жестокостей фараона, то самая тяжелая работа стала сладкой. После того, как съедался агнец, никакая другая твердая пища не употреблялась.
Вот каким образом выглядел пасхальный вечер: глава праздника читал «Киддуш» (молитва) над первой чашей вина. Ею праздник и еда посвящались Богу:
«Благословен Ты, Господь наш Бог, сотворивший плод лозы виноградной... Благословен Ты, Господь наш Бог, подкрепивший нас и давший нам возможность дожить до этого времени».
Затем хозяин омывал руки. Приносили стол с едой. Сырой овощ, обычно салат, который означал «горькие травы», глава праздника обмакивал его в соленую воду или уксус (слезы) и передавал по всему столу. С этого начинался ужин. То, что ели, можно уподобить закускам. Затем еду убирали. Но агнца не подавали на стол.
Следующий элемент ритуала состоял в том, что младший сын задавал вопросы так, чтобы соблюдалась заповедь Исх.10:2; 12:26-27 и 13:8.
– Почему эта ночь отличается от других ночей?
– Во все другие ночи мы едим квасной хлеб или опресноки, но в эту ночь – только опресноки. Во все другие ночи мы едим всякие травы, но в эту ночь – только горькие травы. Во все другие ночи мы едим запеченное, тушеное или вареное мясо, но в эту ночь – только запеченное.
Затем делался краткий обзор истории Израиля от Авраама до получения закона. Еду приносили обратно. Глава продолжал объяснять значение пасхального агнца, горьких трав и опресноков. После все вместе пели первую часть Холлела (Псалмы 112 и 113) и выпивали вторую чашу вина.
Потом второй раз омывали руки в знак благоговения перед опресноками. Хозяин преломлял один из них и произносил благословение хлеба. Затем раздавал каждому кусочек коржа, омоченные горькие травы и харосет. После подавался агнец. Когда он съедался, хозяин наполнял третью чашу вина и все произносили заключительное благословение, затем каждый выпивал ее.
Перечитывалась вторая часть Холлела (пс.114-117), и все пили четвертую чашу. В конце все пели гимн:
– От века и до века Ты – Бог, и кроме Тебя у нас нет Царя, Искупителя и Спасителя.
Вечеря, совершаемая с Иисусом, немного отличалась от традиционной. Тем самым Иисус показал, что Пасха – это прообраз Его жертвы, а Он Сам – совершенное исполнение пророчеств.
Главное изменение, внесенное Христом, – это то, что он умыл ноги ученикам, даже Иуде! Этим действием Он показал то, что пришел на землю, чтобы послужить людям, и оставил нам пример для подражания.
Затем Он взял хлеб, воздал благодарение, преломил его и дал ученикам, говоря: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19). Поразительными были не только слова. Само действие нарушало традицию, ведь после съедения пасхального агнца никакая пища не употреблялась.
Этим Иисус дал понять, что после Его смерти пасхальный агнец уже не будет иметь прежнего значения, поскольку он служил лишь воспоминанием материального искупления и тенью жертвы Христа. А затем Он взял чашу с вином, помолился Отцу и сказал: «Это теплое красное вино, которое вы пьете, как символ радости, есть Моя Кровь, которая прольется за вас».
Она указывала на кровь пасхального агнца. Именно о ней сказано в Мф.26:28: «... сие есть Кровь Моя нового завета». «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1Кор. 10:16).
Когда нам становится понятен символизм иудейской Пасхи, яснее видится и исполнение этих образов в Истинном Пасхальном Агнце – Иисусе Христе.
По книге Л. Розэн, М. Розэн
«Христос в еврейской Пасхе»
Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!