​История одного слуги

«И сказал Гиезий, слуга Елисея, человека Божия: вот, господин мой отказался взять из руки Неемана, этого Сириянина, то, что он приносил. Жив Господь! Побегу я за ним, и возьму у него что-нибудь.

И погнался Гиезий за Нееманом. И увидел Нееман бегущего за собою, и сошел с колесницы навстречу ему, и сказал: с миром ли? Он отвечал: с миром; господин мой послал меня сказать: вот, теперь пришли ко мне с горы Ефремовой два молодых человека из сынов пророческих; дай им талант серебра и две перемены одежд».

И сказал Нееман: возьми, пожалуй, два таланта. И упрашивал его. И завязал он два таланта серебра в два мешка и две перемены одежд и отдал двум слугам своим, и понесли перед ним. Когда он пришел к холму, то взял из рук их и спрятал дома» (4 Цар. 5:20-24).

Эта история имеет свое начало. В дом к Елисею, пророку, приходит военачальник и просит исцелить его от проказы. Исцеление происходит, и Нееман, тот самый военачальник, естественно, желает отблагодарить своего спасителя. Здесь идет речь не об оплате услуг, а о благодарности за помощь в очень сложной жизненной ситуации. Пророк Елисей отказывается от дара, и военачальник уезжает восвояси.

На этом все могло бы и закончиться, но в деле появляется еще один человек, Гиезий, – простой слуга непростого человека. Он увидел деньги, и в нем проснулась жадность, граничащая с алчностью. «Богатство уплывает из рук», – подумал слуга, но не просто погоревал об этом, а бросился вслед за исцеленным.

При встрече с военачальником Гиезий начинает говорить ложь, оправдывая свой алчный поступок. «Господин мой послал меня сказать», – произносит он откровенную неправду. Грех окончательно поселяется в сердце этого человека.

«Когда он пришел и явился к господину своему, Елисей сказал ему: откуда, Гиезий? И сказал он: никуда не ходил раб твой.

И сказал он ему: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? время ли брать серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники, и мелкий или крупный скот, и рабов или рабынь?

Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него [белый] от проказы, как снег» (4 Цар. 5:25-27).

Все бы ничего, только Гиезий не учел одной маленькой «мелочи»: он-то был слугой у пророка, через которого Господь совершал великие чудеса. Только что, например, он видел, как Бог через Елисея очистил человека от проказы.

Задолго до описываемых событий сам Елисей был слугой пророка Божия – Илии. Он много ходил следом за Илиею и учился от него. В последний момент, перед тем как быть забранным от земли, Илия трижды просит Елисея отстать от него, не ходить за ним, но тот знает, что должно произойти, поэтому остается в своем уповании и идет вместе с пророком (4 Цар. 2 гл.). В награду за свое дерзновение Елисей получает благословение от Господа и преемственность пророческого служения от Илии.

Что же получает Гиезий? Сильнейшую проказу. Казалось бы, он не совершил смертного греха. Однако ослушался своего господина, пророка Божьего. После непослушания неверный слуга начинает лгать, стараясь перехитрить Елисея. В чем здесь дело, они же не один день были вместе?

Скорее всего, Гиезий относился к жизни рядом с Елисеем как к работе. Он не прислушивался к тому, что происходило вокруг, не учился, как это бывает в отношениях «мастер – ученик», строил свои собственные планы на жизнь. И последние никак не совпадали ни с Божьими планами, ни с планами его господина. Гиезий хотел получать прибыль из общения с пророком, обеспечить свою старость. Приоритетом для человека являлась работа, а не служение Господу. Мечта о лучшей жизни вскружила слуге голову.

После исцеления Нееман просил Елисея принять подарок. Даже не просто просил, а «принуждал его взять, но он не согласился» (4 Цар. 5:16). Гиезию военачальник предложил взять больше того, что слуга изначально попросил. «И упрашивал его» (4 Цар. 5:23). И Гиезий взял.

Разница между господином и его слугой в этой истории в том, что Елисей был с Богом, общался и знал Бога, а Гиезий был с Елисеем, общался и не знал Елисея. Духовно Гиезий стоял далеко от пророка, хотя физически находился рядом. В результате Елисей получил благословение от Господа, а Гиезий – проклятие от Елисея на себя и свое потомство.

Что же из этой библейской истории можем вынести мы? Называться христианином и находиться в церкви еще не значит христианином являться. Как правило, испытания богатством, как и испытания трудностями, показывают, что на самом деле находится внутри человека. Именно в таких ситуациях и выясняется, кто по натуре своей является елисеями, а кто гиезиями.

Поэтому так важно регулярно заглядывать внутрь себя, проверять на искренность и посвященность. Чтобы однажды, не найти себя в печальной ситуации, которая описана в Библии: «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мтф. 7:22-23).

Наталья Кудряшова

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!