​Наставление женам и мужьям

Молчаливая проповедь благочестивой жизни

«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3:1,2)

Апостол Петр обращает внимание на домашние проблемы, неизбежно возникавшие в христианской семье. Часто случалось так, что из супругов один обращался ко Христу, а другого Благая Весть не зажигала; и это неизбежно вызывало сложности.

Может показаться странным, что обращение Петра к женам раза в четыре длиннее, чем к мужьям. А все потому, что положение женщины было намного тяжелее положения мужчины. Если мужчина обращался в христианство, он автоматически приводил с собой в Церковь и жену, и никаких проблем не возникало. Если же в христианство обращалась женщина, а ее муж – нет, она тем самым совершала поступок, ведущи к острым проблемам.

В античной цивилизации во всех странах женщина была бесправной. По иудейскому закону она была вещью, принадлежала мужу, точно так же, как ему принадлежали овцы и козы. Она ни под каким предлогом не могла уйти от него, в то время как он мог отослать ее от себя в любое время. Для женщины было просто невообразимо поменять веру, если этого не делал ее муж.

В греческом обществе женщина должна была «сидеть дома и быть послушной мужу». Признаком приличной женщины было как можно меньше видеть, как можно меньше слышать, как можно меньше спрашивать. У нее не имелось своей жизни и своего мнения, муж мог развестись с нею почти из-за любого каприза. Правда, тогда он должен был вернуть ее приданое.

По Римскому праву женщина тоже была бесправна. Сульниций Галл отправил от себя жену за то, что та однажды появилась на улице без вуали. Один римлянин развелся со своей женой за то, что та присутствовала на общественных играх. В древности придерживались принципа: женщина не может и сметь решать за себя сама.

Теперь помыслим, какие проблемы могли возникнуть у женщины, принявшей христианскую веру, если ее муж оставался верным богам предков. Мы представить себе не можем, какой делалась жизнь женщины, осмелившейся стать христианкой.

Что советует Петр в таком случае? Отметим сначала, что он не советует. Он не советует женам оставлять мужей; апостол занимает ту же позицию, что и Павел (1 Кор. 7:13-16). Павел и Петр советуют женам оставаться у мужа-язычника до тех, пока те сами не захотят отослать их прочь. Петр не советует женам проповедовать или убеждать, или говорить, будто не существует никакого различия между рабом и свободным, между язычником и иудеем, женщиной и мужчиной, ибо все одинаковы пред Богом.

Петр говорит ей нечто совершенно простое – она только должна быть хорошей женой. Разделяющие людей предрассудки и вражду можно устранить тихой молитвой и чистой богобоязненной жизнью и тем обратить мужа к Господу.

Женщина должна повиноваться. Петр подразумевает не бесхребетное повиновение, а, как это хорошо выразил кто-то, «добровольное отречение». Эта покорность – результат преодоленной гордости. Это покорность не из страха, а из совершенной любви.

Женщина должна быть чистой; ее жизнь должна отличаться прекрасным целомудрием и верностью, идущими от любви.

Дабы не было препятствий в молитвах...

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3,7).

Хотя этот отрывок и очень краток, в нем заключена суть христианской этики. Эту этику можно назвать взаимно обязывающей: никогда нельзя возлагать всю ответственность на одну из сторон. Так, когда говорится об обязанностях слуг и рабов, говорится и об обязанностях хозяев. Когда говорится о сыновнем долге, говорится и о долге родителей (ср. Еф. 6:1-9; Кол. 3:20-4,1). Петр только что изложил обязанности жен, а теперь приводит обязанности мужей.

Брак должен быть основан на взаимных обязанностях: брак, в котором один пользуется только привилегиями, а все обязанности возложены на другого, несовершенен и может расстроиться в любой момент.

В Древнем мире такое представление о браке было новым и необычным. Мы уже отмечали полное бесправие женщин в ту эпоху. По Римскому моральному кодексу все обязанности были возложены на жену, а всеми привилегиями пользовался муж. Христианская этика никому не дает привилегий, не связывая с ними соответствующих обязанностей.

Каковы же обязанности мужа?

1. Он должен быть благоразумным; он должен быть тактичным и внимательным к чувствам своей жены.

Мать английского писателя Сомерсета Моэма была прекрасной женщиной, перед которой все преклонялись, а отец – очень некрасивым человеком. Кто-то спросил ее однажды: «Почему вы остаетесь верной этому некрасивому маленькому человеку, за которого вышли замуж?» На это она ответила: «Потому что он никогда не обижает меня». Благоразумие и такт создали такие узы, которые ничто не могло разрушить.

Мучение, которое труднее всего переносить, не всегда причиняется сознательно, а может быть исключительно следствием бездумности.

2. Он должен быть внимательным.

Он должен помнить, что женщины – это слабый пол и что обходиться с ними нужно нежно. В древнем мире вообще не знали вежливого отношения к женщине. В то время, да еще и нынче на Востоке часто можно видеть, как мужчина едет верхом на осле, а женщина идет рядом пешком. Христианство принесло учтивость в отношения между мужчиной и женщиной.

3. Он должен помнить, что у женщины равные с ним духовные права.

Она – сонаследница благодати жизни. Женщины не принимали участия в богослужении ни у греков, ни у римлян. Даже в синагоге у иудеев женщины не принимали участия в богослужении, а в ортодоксальной синагоге они и сегодня еще не принимают участия. Если их допускали в синагогу, их отделяли и помещали за перегородку. Христианство же принесло в мир революционный принцип: женщина имеет равные с мужчиной духовные права, и это изменило взаимоотношения полов.

4. Если мужчина не будет выполнять эти свои обязательства, между его молитвой и Богом встанет стена.

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Пет. З:7). Иными словами, вздохи оскорбленной жены встают между молитвой и слухом Божиим. И в этом большая истина: наши отношения с Богом не могут быть правильными, если неправильны наши отношения с ближними. Лишь когда мы единодушны между собой, мы можем быть единодушны с Ним.

Уильям Баркли,
«Комментарии к Новому Завету»

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!