​Что такое страх Божий?

На страницах Библии неоднократно встречаются настоятельные Божьи повеления, призывающие людей не страшиться и не бояться Небесного Отца. С другой стороны, в ней также имеются сотни текстов, говорящих о страхе Божьем; множество раз с ее страниц звучат обращения «убояться Бога». И неудивительно, что, сталкиваясь с подобными кажущимися противоречиями, многие искренние люди приходят в недоумение и замешательство.

Страх Божий. Понятие, которое вызывает практически у большинства людей ассоциации со страхом человеческим, основанным на инстинкте самосохранения и связанным с какой-нибудь внешней угрозой.

Страх рабский

Многие верующие люди воздерживаются от греха из-за боязни Божьего наказания (в будущем или уже в настоящем). Страх перед вечной погибелью является своеобразным сдерживающим фактором в совершении ими беззаконных поступков. Такой страх побуждает людей молиться и «верить» в Бога из-за боязни Его осуждения. В христианстве подобный страх классифицируется как страх раба.

Он, как правило, основан на искаженном восприятии Бога и Его мотивов. Такой страх в какой-то мере может сыграть положительную роль в жизни людей, особенно тех, которые упорствуют в своем грехе, неуклонно сползая в пропасть вечной погибели. Однако страх рабский служит лишь временным побудительным мотивом к действию, к обращению от злых дел, но он никогда не приведет человека к искренним взаимоотношениям с Богом, основанным на любви.

Страх раба – это своего рода спасительное семя, которое Господь насаждает, пытаясь спасти нас от самих себя. Оно в процессе познания Бога может перерасти в прекрасное дерево любви и веры, либо загнить, если человек будет и в дальнейшем строить свои отношения с Богом на страхе наказания.

Страх наемничий

Другая причина, по которой некоторые люди становятся верующими, – это желание личных благ здесь и сейчас, либо стремление к награде, обещанной Богом в будущем. Такие отношения основаны не на взаимной любви, но на желании личного благополучия. Это страх наемника.

Человек, исполненный наемничьего страха, стремится угодить Богу уже не из-за боязни наказания, но ища награды.

В принципе, в самом таком желании нет ничего плохого и оно вполне естественно, тем более, об этом говорил Сам Господь: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мтф. 5:11,12). Беда в том, что многие люди, служа Богу, ставят этот стимул превыше всего, для них он является главным и первостепенным.

Говоря о будущей награде, Христос стремился, прежде всего, ободрить Своих последователей и укрепить их веру, а не возбудить в них своекорыстные желания.

Христианин, движимый наемничьим страхом, не сможет долго пребывать в таком состоянии. Он либо придет к правильным отношениям с Богом, либо со временем отречется от Него, продавшись за какой-либо эгоистичный стимул плотского благополучия, предлагаемого этим греховным миром.

Даже ученики Иисуса Христа были подвержены этому. «Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим» (Лк. 22:24). Проблемы собственного благоденствия занимали учеников даже во время Тайной вечери. В подобных случаях Христос не осуждал Своих учеников, но указывал им на то, что это – далеко не самое главное и что искать надо другого. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мтф. 6:33).

Сыновий страх

Страх Божий в истинном понимании этого слова – это глубокое сердечное осознание Божьей любви, явленной нам в даре Его Сына – Иисуса Христа: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16). Это благоговение перед величием Божественного милосердия и доброты. Таким образом, библейский страх, это никак не ужас и не тревожные опасения за себя и свою будущность, и не забота о личном благополучии.

Человек, который понимает, что за его грех была заплачена огромная цена – жизнь безгрешного Сына Божьего – боится только одного: огорчить и оскорбить Того, кто столько совершил и совершает для его спасения.

Это сыновий страх – основа истинного христианского опыта. Человек, движимый сыновним страхом, на каждое греховное искушение, приходящее к нему, подобно патриарху древности воскликнет: «Как же сделаю я сие великое зло и согрешу перед Богом?» (Быт. 39:9).

Сыновний страх – это совершенство духа, присущее тем людям, которые любят Бога всей душой. К примеру, если бы человеку, движимому истинным страхом Божьим, было сказано Господом: «Пользуйся во веки плотскими наслаждениями, греши как только можешь – ты не умрешь, не будешь наказан, но только не будешь со Мной», – он пришел бы в ужас. Он перестал бы совсем грешить, чтобы не обидеть Того, Кого так любит.

Поэтому повеление «убояться Бога», которое часто встречается в Священном Писании, в сущности означает призыв к тому, чтобы возлюбить Бога всем сердцем, верой оценив и познав Его милостивый и сострадательный характер. Потому что любовь к Богу – единственный путь к спасению человека.

Александр Климентьев

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!