​Корень всех зол

Никто не станет спорить о том, что любовь к деньгам давно превратилась в главную страсть современного человека. Уметь делать деньги, разбогатеть любой ценой – вот ориентиры подрастающего поколения. И уже не добродетели и даже не таланты, а именно финансовое положение, становится мерилом ценности человека.

Но у Бога совершенно иной взгляд на богатство. В Библии написано: «Что высоко у людей, то мерзость перед Богом». А в Новом Завете сребролюбие называется пагубным пороком, «корнем всех зол».

Любой ценой

С раннего возраста нас настойчиво приучают соответствовать «золотому стандарту». Богатству поклоняются сегодня и в масс-медиа, и в культуре, и в спорте. В сознание людей вкладывается идея о том, что без больших денег невозможно быть счастливым, если же таких денег нет, то ты просто неудачник.

Неудивительно, что людей, зараженных страстью к богатству, становится все больше. Их можно встретить абсолютно везде. Например, подобным человеком может быть врач, который надеется «выбить» из готового на все больного человека мзду. Или строитель, ворующий стройматериалы, чтобы продать на стороне и заработать побольше. Словом, с проявлениями жадности можно встретиться всюду.

Именно страсть к деньгам является движущей силой и множества злодеяний. Почти все преступления произрастают из нее. Как говорил один из отцов Церкви Феофилакт: «Изгони сребролюбие – и не будет ни войн, ни вражды, ни блуда». Все нечестие происходит из-за денег, и в этом смысле сребролюбие, бесспорно, является корнем общественных зол.

Страсть развивается незаметно

Неужели все, стремящиеся к богатству, – прирожденные злодеи? Нет, конечно. К тяжелым преступлениям человек приходит незаметно, раз за разом поступая против совести и против заповедей Божьих. Так сердце человека ожесточается и запутывается в новых грехах. В конечном итоге ломаются судьбы, истинные ценности заменяются бесконечной борьбой за власть, положение в обществе, богатство. Из жизни человека исчезает искренняя любовь, дружба, бескорыстие.

Историю Иуды, предавшего Христа за 30 сребреников, знают даже те, кто ни разу не читал Евангелие. А у читавших появляются вопросы о том, как подобное вообще могло случиться. Очевидно, что к падению Иуда двигался постепенно. Сначала его, возможно, просто посещали соблазняющие мысли, и он позволил им быть в сердце. Вслед за мыслями пришли и поступки, — Иуда стал подворовывать из кружки, куда клали пожертвования для бедных. Так продолжалось достаточно долго. Со временем Иуда потерял веру в Христа как в Спасителя. А после грех воровства повлек за собой следующий – предательство. Но корень всего этого был один — любовь к деньгам.

Нарушение заповедей

Если денежной страсти не препятствовать и дать ей развиться, то со временем она затмит разум и заставит нарушить все нравственные законы и божественные Заповеди.

Жадный человек надеется на свое богатство, а не на Господа. Отдавая все силы достижению благосостояния, он становится идолопоклонником, так как нарушает первую и вторую заповедь: почитать только Бога и не сотворить себе кумира. А ведь Библия увещевает: уповать следует не на богатство, а на Господа. Только Он – неизменный, верный, способный дать нам хлеб насущный и сохранить от зла. Как и учит Писание: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения» (1Тим.6:17-19).

Печально, но в погоне за деньгами нередко нарушается и пятая заповедь (обязывающая почитать родителей), когда взрослые дети жалеют денег, чтобы достойно содержать своих состарившихся отца и мать.

Бывает, нарушается и шестая заповедь (говорящая о ценности человеческой жизни), когда люди убивают из-за наживы. Нарушается и седьмая заповедь (запрещающая блуд), когда торгуют телом, предоставляя сексуальные услуги. Восьмую заповедь, учащую не красть, человек преступает, когда опускается до воровства, обмана и мошенничества. Девятая (о лжесвидетельстве) попирается, когда берут взятки за то, чтобы справедливость в суде была нарушена. Десятая (о зависти) преступается, когда лелеют в сердце неуемное желание обладать чем-то, что есть у других.

Каковы же признаки сребролюбивого человека?

1. Корыстолюбие. Ожидание личной выгоды во всем. Человек не приходит на помощь ближнему, если в итоге не получит ничего, кроме слова «спасибо».

2. Гордыня и зависть

Богатство дает уверенность и помогает взрастить самомнение. Те, кто болен деньгами, всегда сравнивают себя с другими людьми и из такого сравнения выводят собственную самооценку. И это свойственно не только участникам списка «Форбс». Даже ограниченный в средствах люди могут постоянно сравнивать себя с более успешными и сетовать на то, что у них нет тех же возможностей. Зависть к богатым влечет за собой жадность: «...всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет» (Прит.21:26). Бедные, но сребролюбивые всегда чувствуют себя неполноценными из-за недостатка денег.

3. Беспокойство

Еще одним признаком нездоровой зависимости от денег является беспокойство о будущем. Беспокоящиеся постоянно переживают о том, что будут завтра есть, или о том, будет ли им завтра во что одеться. Волнуются: а что, если никогда не получится заработать столько денег, чтобы обеспечить себе «счастливую жизнь»? Сетуют: а вдруг деньги обесценятся или их украдут?

Рецептом от беспокойства являются слова Иисуса из Нагорной проповеди: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф.6:19-20).

4. Жестокосердие

Психологи утверждают, можно поставить диагноз «денежная болезнь» в том случае, когда человек не готов расстаться с частью своих средств ради спасения жизни другого. Значит, такой «больной» не умеет любить никого и ничего, кроме денег.

Сердце же любящего Бога всегда открыто к даянию, помощи бедным и нуждающимся. Настоящий христианин готов в любой момент расстаться с деньгами, если того будет требовать ситуация.

В новозаветном учении много говорится о благотворительности и том, что в обществе нужно стремиться к равномерности в обеспечении: «Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность» (2Кор.8:14).

Душа дороже золота

Священное Писание учит нас: «Когда умножается богатство, не прилагать к этому сердце» (Пс.61:11). Важно понимать: не само обладание материальными благами делает людей грешниками, а пристрастие к ним. Печально, когда не ты уже обладаешь деньгами, а деньги обладают тобой. И это касается не только богатых и обеспеченных. Можно быть абсолютно бедным, но при том сребролюбивым.

Иметь много денег не является нарушением какой-либо заповеди. Нарушение заповедей – поклоняться золотому идолу, возводить его в сан бога, посвящать ему все мысли, время, эмоции. Такая «влюбленность в деньги» отдаляет от живого Господа и может привести к вечной погибели.

Христос предупреждает: «...какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16: 26). На чашу весов Господь положил самое дорогое – нашу бессмертную душу. На другой чаше весов – деньги. Что перевесит лично в вашем случае? Выбор остается за вами.

Как победить любовь
к деньгам

* Обратиться к Богу: Только Господь способен заполнить духовную пустоту, утолить духовную жажду и голод. «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин.6:35).

* Доверять Богу и помнить о том, что Он заботится о каждом. «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Матф.6:31-32).

* Помнить о смерти. Человек приходит в этот мир нагим и уходит так же, не взяв с собой ничего материального, поэтому не стоит привязываться к вещам, абсолютно бесполезным в Царстве Небесном. «...О горнем (небесном) помышляйте, а не о земном» (Кол.3:2).

* Творить милостыню и жертвовать на доброе дело, расставаться с накопленным богатством. «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч.19:17).

* Молиться о помощи. «...Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение, дух бодр, плоть же немощна» (Мф.26:41).

* Довольствоваться тем, что есть, и каждый день благодарить Бога за все, что Он дает. «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуйтесь тем, что есть. Ибо Сам сказал: Не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» (Евр.13:5-6).

Татьяна Арчибасова

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!