​Исповедь: кому и зачем?

В христианстве практика исповеди существует очень давно. Но, казалось бы, зачем исповедоваться священнику, если грехи прощает только Бог? Какая вообще польза от исповеди?

Что такое исповедь?

Есть понятие исповедания как провозглшения веры, в нашем случае – веры во Христа. Но сегодня речь не об этом. Мы поговорим об исповедании, или исповеди, как о признании своих грехов перед Богом, в присутствии священнослужителя или просто человека.

Важно отметить, что сам принцип исповеданий взят из Библии. Впервые практика исповеди упоминается в Ветхом Завете. В книге Чисел Бог дал инструкцию: «...скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили...» (Чис.5:6).

В Новом Завете тоже пишется об исповедании грехов. Например, в Деяниях сказано: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (19:18).

Смысл исповеди – духовная помощь в обретении внутренней свободы, а также утверждение в вере. Основная цель данного процесса – наставить, помочь освободиться от груза вины. Для этого Господь поставил священников в народе, дабы те учили закону Божьему и направляли людей.

Существует три вида исповедания: исповедь перед Богом, перед священником и друг перед другом.

Исповедь перед Богом

Верующие люди в первую очередь должны исповедоваться перед Богом, потому что только Господь прощает грехи.Запомните: только Господь!

«...Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1:7-9).

В этом стихе, во-первых, подчеркивается факт важности исповедания. А дальше говорится о том, что надо «ходить во свете». Это означает, что надо исполнять Слово Божье, ибо в Библии говорится: Слово Божье – светильник ноге. Свет Слова Божьего просветляет наши помыслы. Если этого света нет, то у человека автоматически генерируются плотские мысли, в нем рождается злоба, обиды, похоти и т.д.

В одном из переводов сказано: «Если не ходим во свете, то не имеем общения с Богом». Когда человек не общается с Господом, он теряет потребность каяться, поскольку только свет показывает, где ты неправ.

Если же мы общаемся с Духом Святым, тогда эффект, наоборот, позитивный: начинаем видеть в себе то, чего раньше не видели – какие-то промахи, пороки или грехи. И как результат этого общения с Богом появляется выбор: исповедоваться, меняться или остаться в том же состоянии сердца.

Каяться за каждый грех

За любой грех должно совершаться покаяние. Когда какие-то грехи остаются неисповеданными и нераскаянными, они становятся привычными для нас, мы как бы входим в «хроническую фазу». Особенно это актуально, когда грехи не такие явные, как блуд или воровство. Многие, например, даже не считают нужным каяться перед Богом за то, что накричали на жену или детей, за то, что солгали. Так постепенно притупляется совесть, мы духовно загрязняемся, приучаем себя творить неправду.

Много хороших докторов могут дать много хороших советов, но пока больной не признает диагноз, процесс лечения с места не сдвинется. Если больной не начнет принимать лекарства, – он тоже не выздоровеет. Лечение – это процесс.

То же самое происходит и в отношениях. Когда мы в течение дня имеем дело с нашими хроническими ошибками и не исповедуем их, мы привыкаем к ним. И если поначалу совесть нас обличает, то потом ее голос затихает.

Когда же исповедуемся, – Бог прощает и очищает. Поэтому христианам следует почаще спрашивать у Господа, где они согрешили. Пусть даже вам кажется, что грешите незначительными грехами, в них все равно нужно покаяться, дабы пришло прощение.

Обратитесь в молитве к Богу: «Господи, каюсь и исповедую перед Тобою за (назовите конкретный грех)». Важно верить, что Бог прощает, а кровь Иисуса Христа очищает нас.

Прежде каяться перед Богом

Еще стоит отметить: когда мы грешим против человека, в первую очередь мы грешим против Бога. В Псалме 50 Давид молится так: «Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною». Грех не дает покоя, он мучает совесть постоянно. Но Давид продолжает: «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем».

На самом деле Давид прелюбодействовал, согрешил перед мужем Вирсавии, да еще и отправил того на смерть. Но Давид говорит Богу: «Тебе единому я согрешил».

Еще одно место Писания: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:30).

Несмотря на то, что кричим и раздражаемся мы на людей, но оскорбляем этим Святого Духа. Вот почему, согрешив, в первую очередь необходимо исповедоваться перед Богом.

В Псалме 50 Давид написал: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (ст. 12-14).

Грех лишает радости, силы духа. Никакие деньги не помогут это вернуть, если в сердце нет мира. Потому путь к тому, чтобы вновь стать свободным, – это исповедаться перед Богом и поверить, что Господь простил вас. «Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер.31:34).

Исповедь друг перед другом

В Послании Иакова записаны такие слова: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (ст.5:16).

Здесь не имеется в виду, что нужно исповедоваться вашему другу в своих грехах. Исповедаться нужно тому, перед кем вы виноваты. Легче сто раз пойти к Богу и попросить прощения, чем один раз прийти к своему другу и сказать: «Прости».

Исповедание в этом случае равно признанию. Исповедоваться – значит признаваться перед людьми в своих ошибках и грехах.

Бывают люди скандальные, которые не хотят примиряться. Вы у них пытаетесь попросить прощения, а они даже и трубку не поднимают и не реагируют на вас. Но в Библии сказано: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». То есть надо начать, сделать шаг со своей стороны. Даже если человек не хочет прощать, примиряться и налаживать отношения, мы должны быть уверены, что со своей стороны сделали все возможное, дабы отношения наладить.

Исповедь перед служителем

Следующий вопрос: нужно ли исповедоваться перед пастором или душепопечителем?

В некоторых случаях, когда человек не может сам справиться с собой и со своими пороками, нужна помощь служителя церкви. Но я еще раз повторюсь: грехи прощает только Бог. Никакой священнослужитель не может отпустить или простить ваши грехи.

Если вы решили исповедаться перед пастором или служителем церкви, это должен быть человек достаточно духовно зрелый, богобоязненный, компетентный, способный правильно наставить, помочь. Главное, чтобы исповедание вам духовно помогло. Важно, чтобы не произошло следующим образом: сам был ранен или раздавлен, рассказал другому – и того духовно убил. До этого только ты ночами не спал, а теперь и он не спит.

Сегодня модно быть душепопечителем. Но иногда душепопечители сами нуждаются в душепопечении. У некоторых из них много обид, они живут во зле и непрощении или в осуждении, в бунте, у них нет баланса. И такие люди предлагают консультации и помощь другим! Однако, конечно, есть и зрелые люди, имеющие правильный характер. Те, кто искренне желает помочь другим, и помогает! Слава Богу за них!

Процесс исцеления

Каков же процесс исцеления после исповеди? Исповедь можно сравнить с тем, как человек заходит в темную комнату и включает свет (или хотя бы фонариком освещает какой-то уголок той комнаты).

Исповедь и есть такой свет, ведь в Библии сказано: «Если ходим во свете, то Бог очищает от всякого греха». Если примем решение исповедаться, – Бог очистит.

Когда же не исповедуемся, – находимся во тьме. Даже если затемнен всего лишь один уголок нашей души, этого достаточно, чтобы в нем поселилась какая-нибудь змея. Потому важно, дабы все уголки нашей души и совести просвещал свет Божий. Выходите на свет, во имя Иисуса Христа, и вам станет легче дышать.

Исповедь еще можно сравнить с тем, когда рядом с вами в темноте идет человек и держит вас за руку. Обстоятельства не поменялись, по-прежнему мрак. Но если кто-то находится рядом и держит за руку, то идти легче, этот человек поможет пройти через тьму и выйти во свет.

Поэтому, друзья, действуйте во имя Иисуса Христа. Помните: если исповедуем наши грехи, то Бог, будучи верен и праведен, простит нас и очистит от всякой неправды. Он даст свободу, легкость и радость.

По проповеди Богдана Бондаренко, пастора церкви «Живой поток», «Исповедание: кому и зачем?»
Подготовила Елена Рыч

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!