​Разные грани почтения

Сегодня, к сожалению, немногие осознают истинный смысл таких понятий, как любовь, честность, целомудрие, почтение. Не стало исключением и благочестие – его считают устаревшим и практически исключили из обихода.

Определение благочестия

Благочестие – это соединение двух слов: «благо» и «честь». Со словом «благо» просто — оно означает все доброе, хорошее, положительное. А вот со словом «честь» сложнее.

Честь — это почтение, достоинство. «Честное слово» — не просто правдивое, а именно заслуживающее доверия. Если вдуматься, то получается, что «благочестивый» – это исключительно положительная характеристика человека.

Так что же делает честь человека доброй (благой)? Почтение к Богу, уважении к себе и к людям.

Почтение к Богу

Безусловно, благочестивый – это чтущий Бога. Из словаря Даля следует такое определение: «Благочестие – истинное почитание Господа, принятие Божиих истин и исполнение заповедей на деле, почтительный страх перед Богом».

В Библии мы читаем, что Сам Господь ожидает почтительного отношения: «Сын чтит отца, и раб – господина своего; если Я – отец, то где почтение ко Мне? и если Я – Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь...» (Мал. 1:6).

Почитать Бога можно различными путями – прославлением, поклонением, финансами, как говорит Библия: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином» (Пр. 3:9-10). Наши даяния – десятины, пожертвования, милостыни – являются материальным выражением уважения к Господу. Также написано, что «доброхотно дающего любит Бог». Способность почитать Господа сначала рождается в нашем сердце, а затем уже выражается видимым образом.

Уважение к себе

Естественным продолжением почтения к Богу будет уважение к Его творению – людям. И с уважением человек должен прежде всего относиться к самому себе. Почему? Потому что, во-первых, каждый из нас – Божье творение, созданное по Его образу и подобию. А, во-вторых, если мы приняли верой Христа, то тогда еще и являемся Божьими детьми: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоан. 1:12). За наше искупление заплачена высокая цена крови Сына Божьего, мы «дороги в Его очах», «многоценны».

Поэтому наша внутренняя ценность базируется не на достижениях или талантах, а на любви и принятии Небесного Отца. Невозможно сделать что-то еще, чтобы прибавить к этому, и ничего, чтобы отнять. Так же, как Бог безусловно дает нам любовь, Он безусловно дает нам значимость и ценность.

Почтение к ближним

В равной степени и все остальные люди без исключения имеют достоинство, которое принадлежит им как вечным существам, сотворенным по образу Божьему. Да, существам падшим, но искупленным и имеющим возможность вечного общения с Богом. Как сказал О. Уальд: «Каждый святой имеет прошлое, и каждый грешник имеет будущее».

Непонимание этой основополагающей истины ведет к неуважительному отношению между людьми. Благочестивый же человек, осознавая собственное достоинство, ценит и достоинство другого, отдавая ему «добрую честь».

Это признание внутренней ценности человека – базовый уровень почтения. Отношения родители – дети, мужья – жены, работники – начальники, граждане – власти должны строиться на базовом уровне почтения друг ко другу. Когда муж не почитает жену, родители – детей, начальники – подчиненных и власти – граждан, естественно, возникают проблемы с ответным почтением.

Почтение исключает обвинение

Благочестивый человек всегда заботится о репутации других. Он не спешит «принимать поношение на ближнего своего», не делает необоснованных выводов и не выносит собственных приговоров, отдавая весь суд Богу. Ведь в основании благочестия лежит уважение к каждой личности, поэтому оно не торопится с собственными выводами.

Благочестивый человек постарается скорее понять другого и даже оправдать, чем обвинить. В этом проявляется деликатность не видеть и не слышать чужих недостатков и грехов. Не в том смысле, чтобы черное выдавать за белое, а в том, чтобы, осуждая другого, не превознестись самому. Так, например, библейские герои Сим и Иафет, покрыв наготу Ноя, сохранили честь отца и чистоту своего сердца.

Если же почтительность не стала чертой характера, то малейшая неприятность выведет из равновесия, поднимет наружу всю гнилостность души. Тогда польются обвинения в адрес соседа, президента или водителя на дороге. Но апостол Иаков предупреждает: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1:26).

Как мы можем выражать почтение?

Забота, внимание, участие, неподдельный интерес к собеседнику, умение дать свободу другому – все это проявления уважения. Писание показывает нам прямой путь к благочестивой жизни: «По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (1 Петр. 2:17; Флп. 2:3). А чтобы выражение «один другого» не вызывало вопросов о том, кто же все-таки должен начинать первым, апостол Павел уточняет: «В почтительности друга предупреждайте» (Рим. 12:10). Это означает: не жди, пока тебе окажут честь, а старайся предупредить в этом вопросе своего ближнего, то есть, прояви почтительность первым.

Дух благочестия

Об Иисусе Христе сказано, что на Нем почил дух благочестия: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11:1-2).

Иисус был благочестивым Человеком. Безусловно, выше всего Он ценил Своего Отца и Его Слово, был «послушен Ему до смерти и смерти крестной».

Кроме того, Иисус Христос ценил нас, людей, иначе бы Он не пошел за наши грехи на казнь. Но и при Своей жизни на земле Спаситель, смиряясь, являл уважение каждому человеку. Достаточно вспомнить последнюю Его вечерю с учениками, когда Иисус омыл всем ноги. В числе учеников тогда был и предатель Иуда, Иисус оказал честь и ему.

Пример Христа вдохновляет нас идти таким же путем, уважая всех людей, почитая Бога и стараясь выработать в себе благочестивый характер. Это нелегкий путь, и без Божьей помощи пройти его невозможно. Но у нас есть верное обетование: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Титу. 2:11).

Татьяна Арчибасова

Если ...

Если...

Я с легкостью обсуждаю недостатки и грехи других людей; если я могу с небрежностью говорить даже о провинностях ребенка,

– значит, я ничего не знаю о Голгофской любви.

Если...…

Я начинаю легкомысленно расценивать оплошности других людей как нечто неизбежное: «Ах, да он всегда так делает!»; «Ах, ну конечно, она все время так говорит»; «Он постоянно так себя ведет»,

– значит, я ничего не знаю о Голгофской любви.

Если...…

Я принижаю тех, кому призвана служить, указываю на их слабости, возможно, сравнивая их с тем, что считаю своими сильными сторонами; если начинаю ощущать собственное превосходство над другими, забывая слова «что имеешь, чего не получил?»,

– значит, я ничего не знаю о Голгофской любви.

Если...

Я не пытаюсь объяснить непонятный поступок или непонятные слова человека наилучшими из возможных его побуждений, но вместо того, чтобы приписать ему самое лучшее, думаю о нем, самое что ни на есть худшее,

– значит, я ничего не знаю о Голгофской любви.

Из книги Эми Кармайкл «Если»

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!