​Выжившая в кораблекрушении парохода «Адмирал Нахимов»

Тридцать четыре года назад — 31 августа 1986 года — под Новороссийском затонул пассажирский пароход «Адмирал Нахимов». На его борту находились 1243 человека, из них 423 не спаслись. Гибель судна стала одной из самых страшных катастроф в истории страны. Впоследствии происшествие с «Нахимовым» назвали «трагедией советского Титаника».

Среди выживших в катастрофе оказалась Виктория Даллада, она поделилась с нами подробностями своего спасения.

«Все началось с того, что мне на День рождения подарили путевку – круиз по Черному морю.

Гордость пассажирского флота

Наше путешествие стартовало в Одессе 29 августа. Оттуда судно направилось в Ялту, потом – в Новороссийск и закончить свой маршрут должно было в Сочи. Днем у нас проходили экскурсии по городам, а ночью корабль отправлялся в море.

Конечно, я была в восторге от круиза, от черноморских городов и от самого парохода. «Адмирал Нахимов» представлял собой гордость пассажирского флота и, хотя пережил уже несколько войн (его построили в 1925 году), выглядел шикарно. Огромный (высотой в 12 метров, а длиной почти в 200 метров) корабль имел несколько палуб. Мое место находилось в каюте эконом-класса в самом низу судна.

На инструктаже

Перед отправлением из Одессы с пассажирами провели инструктаж. Рассказали-показали, как пользоваться спас-жилетами и куда бежать в случае катастрофы. Обычное дело во всех морских путешествиях. И, как обычно, на этот инструктаж не явилась половина отдыхающих, которые, очевидно, были заняты более важными делами.

Я же внимательно слушала все, что говорил инструктор, стараясь запомнить, как себя вести в критической ситуации. Несмотря на то, что я выросла в прибрежном городе, всегда ощущала какое-то недоверие к морю, словно оно несло угрозу и опасность для моей жизни. Но тем не менее эта осторожность не мешала мне наслаждаться отдыхом, ведь я была молода, полна сил и надежд. Я чувствовала себя счастливой.

Ничего не предвещало беды

После прогулки по Ялте, удивительному старинному городу, мы направились в Новороссийск. На корабле я познакомилась с группой молодежи из Запорожья, и теперь мы вместе отдыхали в одном из баров на верхней палубе.

Было одиннадцать часов вечера. Судно величественно покинуло Новороссийский порт и направилось на выход из Цемесской бухты. Вокруг простиралась бескрайняя гладь ночного моря. Казалось, ничто не может потревожить его покой.

Странный удар

Вдруг что-то сильно толкнуло судно в правый бок, раздался жуткий треск раздавленного железа. Поскольку мы были на самом верху, то не слишком ощутили удар. Некоторые даже засмеялись и начали шутить на тему столкновения двух кораблей в море.

Однако мне было не до шуток. Я сразу испугалась, заподозрив неладное и мигом помчалась вниз, в свою каюту. Там лихорадочно натянула спасательный жилет, сунула в карман паспорт и рванула наверх.

Паника

Пока я бежала, задыхаясь от страха, потух свет. Корабль погрузился в кромешную тьму. Судно сильно накренилось вправо-вниз и быстро уходило под воду.

Началась паника, люди метались по палубам, рыдали, кричали, пытались завязывать спас-жилеты. Всем было очень страшно, мы понимали что «Нахимов» тонет.

Удивительно, но я почему-то не поддавалась всеобщей истерии. Мой мозг работал ясно, я отстраненно наблюдала за происходящим. Я даже не молилась, что часто делают в подобной ситуации, потому что выросла в атеистической семье и ничего не знала о Боге.

Судно пошло ко дну

Тем временем «Нахимов» полностью лег на правый бок, а другая сторона корабля поднялась вверх. Тогда люди начали съезжать по ней, как по горке, и прыгать в воду.

Я понимала, что прыгнуть не смогу – очень высоко, поэтому просто схватилась за какой-то поручень и медленно уходила под воду вместе с судном.

Чудесное спасение

Пока я так опускалась, думала о стареньком спас-жилете, который успела натянуть в каюте. Ему, очевидно, было столько же лет, сколько и кораблю, и состоял он из облезлых тряпок, раскрошенного пенопласта и дряхлых веревок. Выдержит ли он нагрузку? Спасет ли?

Меня начал бить озноб: то ли от ночного холода, то ли от страха перед открытым морем, которое я всегда интуитивно недолюбливала.…

И вот так, стоя, я бы, наверно, и ушла вместе с кораблем под воду навсегда. Но в момент соприкосновения с водой, меня с силой отбросило в сторону. На какое-то время я потеряла сознание, а когда пришла в себя, увидела жуткое зрелище.

Жуткое зрелище

Невдалеке дрейфовал виновник столкновения – огромный сухогруз «Петр Васев», его прожекторы освещали место катастрофы. Сотни мужчин и женщин барахтались в темной воде, отчаянно пытаясь спастись. Стоял страшный крик: родители звали детей, дети в истерике звали родителей. В общем, вся эта атмосфера напоминала сцену из фильма «Титаник», который я посмотрела позднее.

Некоторые люди уже успели взобраться на большой плот, другие тщетно цеплялись за его надутые бока и соскальзывали вниз.

На грани жизни и смерти

Я тоже поплыла к плоту, но те, кто находился рядом со мной без спас-жилета, хватались за мои волосы и увлекали за собой под воду. Потом, когда они разжимали руки и шли ко дну, я поднималась наверх. Но через мгновение кто-то снова цеплялся за меня и тащил за собой. Так я тонула и всплывала несколько раз, пока наконец чьи-то сильные руки подхватили меня и втянули на плот.

Сколько это длилось, не могу сказать точно. Может, минуты, а может, часы. Потом только я узнала, что «Нахимов» ушел полностью под воду за 8 минут. Именно поэтому оказалось такое большое количество погибших: никто не успел понять, что произошло и как спасаться.

Ни одной царапины

Очевидно, весть о крушении нашего судна быстро дошла до порта Новороссийска, потому что вскоре после того, как я оказалась на плоту, за нами пришел большой катер. Нам кинули трап, но подняться по нему у меня уже не было сил. Меня от холода и от нервного напряжения била дрожь, руки не слушались. Кое-как я взобралась на катер и, укутавшись в какое-то одеяло, наконец согрелась.

И вот когда уже встала ногами на морской причал, я четко поняла, что меня спасло чудо. Вокруг находилось очень много раненых людей, они падали без сил на землю, истекали кровью, звали своих родных. А на мне не было ни одной царапины, даже ни одного ушиба.

Когда Бог – за тебя

«Как это возможно?! – думала я. – Чтобы пройти через все и полностью уцелеть? Я вообще не понимаю, как я выжила».

И вдруг ясно поняла: меня спас Бог! И спас для чего-то.

От этих мыслей мне стало не по себе, ведь я никогда не верила в Бога и ничего о Нем не знала. Но все же Господь принял участие в моей судьбе и сохранил в такой страшной катастрофе.

Детали спасения

В памяти всплыли множество деталей того, благодаря чему я осталась жива. Например, я пришла на инструктаж и запомнила все выходы на корабле, научилась пользоваться спас-жилетом и понимала, как следует вести себя в аварийной ситуации.

Потом мысль о том, что нужно срочно бежать в каюту за жилетом и снова быстро подниматься наверх, явно подсказал Бог. А многие пассажиры, помедлив, так и не успели выбраться из своих кают – их заперли обломки корабля, ковры и мебель. И эти люди пошли на дно вместе с судном.

Затем я вспомнила, как те знакомые ребята из Запорожья хотели спустить меня в воду по поднявшемуся вверх дну как по горке. Это была невероятная высота, и я наотрез отказалась. Как выяснилось потом, все те, кто все же спустились по дну, получили ужасные ранения, сильно ободравшись о ржавое дно корабля.

Спасибо, Господи!

И вот я стою – абсолютно целая и невредимая среди огромной толпы серьезно пострадавших людей – и плачу. Я тогда еще не могла поблагодарить Бога, потому что не знала, как это делается. Но спустя много лет, когда через вереницу чудесных событий Господь все-таки привел меня к Себе, я от всего сердца сказала Ему: «Спасибо! Спасибо, что спас тогда меня, что сохранил там, где не было никаких шансов выжить, и что в итоге открылся мне как Отец!»

Много раз потом я еще рассказывала друзьям и знакомым о своем чудесном спасении и прославляла Господа. Он не дал мне погибнуть без покаяния, Он не просто подарил мне жизнь, но и шанс впоследствии поверить в Иисуса и обрести спасение. И я благодарна Ему, что оказалась тогда на «Нахимове», ведь эта катастрофа подтолкнула меня к духовным поискам и к встрече с Ним.

Подготовила Татьяна Арчибасова

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!