​Променять жизнь на игру? Разговор с бывшим геймером

Сегодня сложно представить себе жизнь без компьютера. Виртуальная реальность прочно обосновалась у нас дома и каждый день захватывает в свой плен все новых пользователей. Особенно сильно затягивают игры. Страдающих зависимостью от игр называют геймерами. И нередко увлечение «игрушками» переходит рамки разумного и формируется зависимость – игромания. По данным социологов, такой зависимостью страдает около 10 процентов населения всего мира.

Насколько пристрастие к играм губительно для человека, рассказывает Артем Гудзун, геймер с 15 летним стажем.

– Чем опасно увлечение компьютерными играми?

– Игры – это, конечно, не наркотики и так быстро не разрушают здоровье и не превращают человека в преступника. Если контролировать процесс и играть час-два в день, то все не так уж страшно. Но проблема в том, что остановиться через час или два практически невозможно. Там где час, там и пять, и восемь, и пятнадцать, как было у меня.

– А с чем это связано? Азарт, удовольствие?

– Как сказать... Все зависит от того, о каком типе игры идет речь: шутер, хорер, стратегический тип или квест. Спектр ощущений широкий. Но при этом обязательно мозг получает свою порцию дофамина, что, собственно, и вызывает в дальнейшем зависимость.

Надо сказать, компьютерные игры последнего поколения очень отличаются от всего того, что было прежде. Геймдизайнеры создают игры таким образом, что в них пользователь максимально идентифицируется с персонажем. Это дает возможность полностью погрузиться в иллюзорный мир. Причем мир яркий, захватывающий и интересный. В нем человеку позволяется все: умирать и оживать, летать, убивать, создавать новые вселенные, сражаться с пришельцами. Неудивительно, что, погрузившись в игру, ты уже не захочешь из нее выходить.

– У тебя, судя по всему, зависимость сформировалась очень быстро?

– Я начал играть лет в пять-шесть. Дома компьютера не было, и я использовал любую возможность, чтобы поиграть у друзей или в компьютерных клубах. В 20 лет я наконец получил свой первый компьютер и ушел в виртуальный мир с головой. Играл по десять-пятнадцать часов к ряду, не вставая. Конечно, я вынужден был ходить учиться в университет, как хотели родители. Но все мои мысли крутились только вокруг игр. Реальность мне абсолютно не нравилась, поэтому я предпочитал уйти в виртуальное пространство.

– Ты не считал, что убиваешь время?

– Тогда нет. Это было единственное, что приносило мне радость. Да я и не увлекался больше ничем другим: ни спортом, ни наукой. К тому же там, в играх, можно было стать настоящим героем и победителем, чего в реальной жизни не хватало. Получение удовольствия от виртуальных побед стояло на первом месте, я не думал ни о будущем, ни о родителях, ни о профессии. Все свободное от университета время проводил за компьютером.

– А как твой мозг выдерживал нагрузку?

– Однажды мы проиграли с друзьями всю ночь в «Чужие и хищники». Когда я утром вышел на улицу, то видел всюду одних персонажей из игры: различных чудовищ. Мозг, который 8 часов подряд воспринимает определенные образы, потом начинает их воспроизводить сам.

Игра – сильная стимуляция мозга при полной пассивности тела. Диссонанс накапливается и дает большую нагрузку на организм. Вот с этой точки зрения очень тяжело.

– В какой момент ты понял, что нужно оставить игры?

– К сожалению, я осознал это только через пятнадцать лет, то есть, когда мне уже было тридцать пять. Я уверовал в Бога и стал посещать церковь. И вот тут началось...… Видимо, Господь знал, что у меня уже развилась сильная зависимость, поэтому действовал неординарно. Например, у меня просто зависали компьютеры, когда я начинал играть. Причем я пробовал на разных устройствах, и везде одинаковый эффект. Или внезапно выключался свет, или обрывался провод. Наконец я понял, что это знак от Бога, и решил оставить игры.

Но было непросто. Понадобилось много усилий и молитв, чтобы освободиться от желания уходить в виртуальный мир. Да и сейчас я еще иду сквозь инерцию своей привычки, борюсь с ней. Бывают откаты, но радует то, что я все-таки контролирую процесс. Господь мне помогает: когда, поддавшись искушению, я сажусь за игру, Он посылает какое-нибудь неожиданное испытание. Последний раз это был приступ астмы, который закончился сразу после того, как я вышел из игры.

К тому же я совершенно перестал получать удовольствие от сеанса, даже наоборот, испытываю стресс и напряжение.

– Что можешь посоветовать тем, кто попал в игровую зависимость?

– Думаю, нужно обратиться за помощью к Богу. Если чтишь Его, то будешь стараться избавляться от любых идолов. Тем более от компьютерных игр, которые требуют колоссальных вложений времени и сил.

Для меня самый главный стимул – радовать Его и исполнять Его волю. С духовной точки зрения увлечение играми есть чудовищная потеря времени, того самого времени, которое нам выделено на развитие личности, на общение с Богом и служение ближнему. Когда я это осознал, то принял решение больше не играть.

Еще помогает простой анализ своей жизни, подведение итогов. Но и тут, как мне кажется, Бог проливает Свой свет и дает откровение. Например, как было у меня: я вдруг увидел, что за те пятнадцать лет, которые отдал играм, мог бы стать профессионалом в своей сфере и работать в международной компании. А сейчас время потеряно, «поезд ушел», остается надеяться только на милость Божью.

– Что изменилось после того, как ты бросил игры?

– Изменилось мое восприятие мира. Я начал ощущать удовольствие от других вещей – от работы, от служения своей семье, от общения с Богом. Я получил второе высшее образование, стал переводчиком, овладел тремя языками. И наконец научился строить долгосрочные планы и стремиться к карьерному росту, чего раньше у меня не наблюдалось. Мне нравится жить в этой реальности, строить отношения с живыми людьми, не скрываться от проблем в иллюзорный мир игр.

И за это я безмерно благодарен Богу. Если бы не Его помощь и любовь, я сбежал бы в игры навсегда, потеряв свою жизнь и все, что Господь мне доверил.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально включила зависимость от видеоигр в международный перечень болезней и расстройств (МКБ-11). С 2022 года чрезмерное пристрастие к видеоиграм будут рассматривать как заболевание, которое требует специального лечения.

Игры – это не только убийцы времени, но часто еще и убийцы возможностей, карьерного роста, семьи и нормальной жизни.

Признаки компьютерной зависимости

  • Человек практически все свободное время проводит за играми. И это происходит не стихийно, а постоянно. Он откладывает другие дела, не может переключиться на работу, бытовые задачи.
  • Искаженное восприятие действительности. Настоящий мир отходит на второй план, игра кажется ярче и лучше, чем реальная жизнь.
  • Отсутствие игры вызывает раздражительность, тревогу, агрессию, нервозность.
  • Игра становится единственным способом погасить негативные эмоции — тоску, страх, чувство одиночества, растерянность. Любые проблемы и тревоги заглушаются играми.
  • Сильно снижается интерес к иным увлечениям. Игра гораздо приятнее, чем встреча с друзьями, спорт, путешествия и другие вещи, которые человек любил раньше.
  • Теряется контроль над временем. Только сел — уже утро. И геймер не видит в этом ничего особенного. Нарушается режим дня: ради игры пропускаются все обычные дела, скажем, умывание или завтрак.
  • Зависимый, даже когда занимается другими делами, постоянно думает об игре и старается скорее выкроить для нее время.
  • Подготовила

    Татьяна Арчибасова

    Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!