​Что стоит обсудить с детьми, пока они не выросли

Нет людей дороже и ближе, чем наши дети. Родители прилагают максимум усилий, чтобы дать детям хорошее образование, укрепить их здоровье и развить способности. Однако часто забывают разговаривать с ними на жизненно важные темы.

Наше тело

О чем же следует говорить? Начинать разговор можно с близкого и понятного – с собственного тела ребенка.

Тело — наш спутник на всю жизнь. От того, насколько хорошо мы его понимаем, зависит здоровье, настроение, способность о себе позаботиться. Чем раньше ребенок начнет изучать свои особенности, тем легче ему будет расти, взрослеть и принимать свое тело в любом возрасте.

Разговаривая на эту тему, родителям важно помочь детям сформировать правильное, библейское, отношение к телу как к «храму Духа Святого». Христианская позиция поможет детям в дальнейшем сохранить нужный баланс. Они не увлекутся культом тела, столь популярным сегодня, и в то же время будут заботиться о своем здоровье, осознавая ответственность за это перед Богом.

Также важно доносить до детей мысль о том, что именно Господь задумал создать их мальчиками или девочками. Изначально генетический код зародыша человека уже содержит в себе пол. Поэтому сомневаться, правильный ли у тебя пол, значит восставать против Творца.

Еще один аспект темы – инвалидность. Дети часто не знают, как правильно реагировать на человека с особенностями развития, могут смеяться над дефектами тела. Задача взрослого – объяснить, что никакой физический изъян не является поводом для насмешек. Нужно принимать человека таким, какой он есть, не отвергая, не унижая. Многим детям, например, было бы полезно узнать о вдохновляющем примере известного проповедника Ника Вуйчича, который родился без рук и без ног.

В подобных беседах о человеческом теле формируется правильная любовь к себе – дети учатся видеть себя такими, какими видит их Бог. Они учатся принимать свое тело, свой пол, свои особенности.

Личное пространство и границы

Тема выстраивания так называемых границ актуальна не только для взрослых. Если ребенок будет знать, что такое личное пространство, это позволит ему предотвратить различные виды психического (эмоционального), физического и сексуального насилия над ним.

Ребенка важно научить тому, кто может находиться рядом с ним в границах его личного пространства. Рассказать, кто может держать его за руку, обнимать, целовать, усаживать на колени, а кто – не имеет такого права. Если он это усвоит, то при нарушении его личного пространства обязательно почувствует себя некомфортно и постарается изменить ситуацию. Например, либо убежит, либо начнет громко возмущаться и звать на помощь.

Чтобы ребенку было легче усвоить важные истины о личном пространстве, можно проиллюстрировать их простой картинкой. Сначала нарисуйте маленький кружочек, в котором написана буква «я». Это – тело ребенка, его самые близкие границы. Затем вокруг нарисуйте еще несколько сфер: семья, друзья, люди «помогающих профессий» – врачи, пожарные, учителя, парикмахеры. И, наконец, начертите последнюю, самую далекую сферу – незнакомые люди. Используя нарисованное, можно наглядно объяснить, какие именно границы необходимо выстраивать с представителями разных «кругов». Например, то, что позволительно родным, ни в коем случае нельзя разрешать незнакомцам или даже соседям.

Конечно, и родители должны демонстрировать правильно выстроенные границы и с другими людьми, и с самим ребенком. Например, нельзя прикасаться ни к какой части тела без согласия самого ребенка. Даже близкие должны считаться с желанием сына или дочери и не навязывать объятья и поцелуи.

То же самое относится и к личным вещам. Ребенок имеет право ими не делиться ни с кем. Отдавать вещи он должен только добровольно. Еще одно важное проявление уважения к детям — привычка стучать в их комнату перед тем, как войти.

К слову сказать, по наблюдениям психологов, у детей из интернатов и приютов практически нет личных границ, потому что никогда не было личных вещей, отдельной комнаты и даже привязанности к конкретному человеку. В результате такие дети, повзрослев, часто совершают преступления или становятся жертвами насилия.

Отдельного внимания заслуживают правила общения с незнакомцами. Ребенок с малых лет должен понимать, что на улице нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, принимать от них подарки и тем более куда-то с ними идти.

Понимание личных границ помогает ребенку уважать и чужое пространство.

Правила поведения
в интернет-пространстве

Еще один важный аспект безопасности – родителям обязательно нужно научить детей правилам поведения в интернете. Расскажите ребенку о том, что в интернете много «хороших» людей, но есть и «плохие», общаться с которыми опасно.

Научите ребенка правильно искать нужную информацию, сформируйте список полезных, интересных, безопасных для детей ресурсов и посоветуйте правильно их использовать. С самого начала объясните сыну или дочери, почему ни в коем случае не стоит выдавать данные о себе и своей семье, публиковать личные фотографии, изображения семьи, школы и так далее.

Отдельного внимания заслуживает тема уважения и этикета в интернете. По статистике, более 80% российских детей имеют профиль в социальных сетях, а 23% сталкиваются в Сети с агрессией и унижением. Попросите ребенка не провоцировать конфликтные ситуации и относиться к другим так же, как он хотел бы, чтобы относились к нему самому.

И самый главный совет для родителей – всегда будьте в курсе деятельности своего чада. Говорите с ним о том, что он делал в виртуальном пространстве: с кем познакомился, что интересного узнал. Старайтесь регулярно просматривать ресурсы, которые посещает сын или дочь, проверяйте список контактов, дабы убедиться в том, что среди них нет подозрительных.

Хорошо было бы установить на все компьютеры и телефон ребенка программы типа «Родительского контроля», которые создают «белый» список сайтов, ограничивают время пребывания ребенка в сети, настраивают возрастной фильтр.

Интимные отношения

В первую очередь на эту непростую тему говорить с детьми должны родители. И здесь для каждого возраста нужны свои объяснения. Для ребенка 5-7 лет достаточно сказать, что папа крепко обнял маму и дал ей семечко, оно попало маме в живот, и из него вырос малыш.

Лет в 12 можно поговорить о предстоящем половом созревании, о том, каких изменений ожидать в теле и эмоциональной сфере. Естественно, беседуют с глазу на глаз и в подходящей обстановке мамы с девочками, а папы – с сыновьями.

Но до периода полового созревания разговор о деталях половых отношений преждевременен и даже вреден. Эти знания перегружают неокрепшую психику и могут привести к неверным выводам и к цинизму. Здесь родителям нужна мудрость от Бога и особая чуткость, дабы не ввести ребенка в грех и не разрушить в нем целомудрие.

Целомудрие подразумевает целостный взгляд на вещи. Не сам по себе половой акт должен быть интересен, а интересна должна быть любовь в семье, которая приводит к чуду: у двух любящих друг друга людей появляется третий – новая жизнь. Ни в коем случае нельзя отделять половую жизнь от семейной.

Очень важно нормальное семейное воспитание. Если ребенок видит любовь, согласие между родителями, если наблюдает, что после ссоры они обязательно мирятся, — у него возникает некое целостное представление о правильных взаимоотношениях.

Ребенок тогда поймет, что интимные отношения — это не что-то ужасное и низменное, а нормальное, но только тогда, когда ты женишься или выйдешь замуж. Тогда ты отдашь свою жизнь человеку, которого полюбишь и который полюбит тебя, и от этой взаимной любви у вас появятся дети.

Если у детей с родителями доверительные отношения, то вопросы на интимные темы дети в первую очередь зададут маме или папе. И реакция родителей должна быть спокойной: ни ужаса от появления таких вопросов, ни восторга, что дети наконец-то выросли. Да, выросли, а значит нужен спокойный и доверительный разговор.

А вот когда дети предпочитают спрашивать такие вещи у сверстников, – это для родителей серьезный повод задуматься.

Подготовила Татьяна Арчибасова

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!