​Учимся говорить твердое «нет»

Произносить слово «нет» умеет каждый. Но твердо сказать это слово, когда надо кому-то отказать, решаются не все. Особенно бывает сложно отказывать в просьбе начальнику, коллеге или кому-то из близких. Мы боимся обидеть человека. Однако же когда соглашаемся сделать что-то вопреки доводам разума и желанию, оказываемся вынуждены исполнять то, что совершенно не хотим. В результате страдаем сами, а дело, за которое взялись, терпит урон.

Можно ли научиться отказывать, при этом не чувствуя себя виноватым? И как умение говорить «нет» сообразуется с христианскими добродетелями?

История Алексея

Алексей был просто не в состоянии отказывать другим в их просьбах. В особенности это относилось к его начальнику. Алексей работал техническим директором в мебельной фирме. Своей безотказностью он заслужил расположение сослуживцев, которые всегда знали, к кому обратиться за помощью.

Только собственные дети не могли дождаться от папы выполнения его обещаний: раз за разом срывались запланированные семейные походы на рыбалку, в зоопарк или в цирк. Почти все вечера Алексей задерживался на работе, а в выходные помогал кому-нибудь из коллег.

Алексей и сам был недоволен, что почти не видит семью. Но он оправдывал это так: «Я ведь забочусь о детях, зарабатывая деньги. Однажды дети скажут мне спасибо. А жена и так все понимает...»

Однако в один прекрасный момент и супруга уже перестала понимать своего вечно занятого мужа. Чувствуя себя матерью-одиночкой, она подала на развод. Такой шаг стал для Алексея неожиданностью, ведь он очень любил жену и детей. «Да, я во всем виноват, – признался он супруге. – Но мне очень тяжело отказывать людям, я не умею говорить «нет». У меня так было всегда. Я вырос в христианской семье, где уступчивость считалась добродетелью. Я всегда страшно боялся кого-нибудь подвести. Теперь же ненавижу это качество в себе и то, что стало с моей жизнью. Как я дошел до такого?»

Является ли уступчивость добродетелью

Как видно из истории с Алексеем, неспособность сказать «нет» может оказаться губительной. Чрезмерно уступчивые люди имеют размытые жизненные принципы. Они поддаются давлению со стороны и делают это только для того, чтобы со всеми ладить. А еще стараются не высказывать негативного мнения, лишь бы только не обострять ситуацию. Из-за страха впасть в немилость у окружающих такие люди никогда открыто не противостоят злу. За это качество их за глаза называют «мямлями» или бесхребетными, хотя при этом с удовольствием перекладывают на них свои обязанности. Ведь, как известно, «кто везет, на том и возят».

Тотальная уступчивость не только потакает безответственности других, часто она еще и мешает увидеть потенциально опасные отношения. Многие чрезмерно мягкие люди слишком поздно осознают, что находятся в плачевном положении. Их духовная чувствительность притупилась. Они не способны позаботиться о своей душе, тогда как Библия нам советует «больше всего хранимого хранить сердце свое, ибо из него источники жизни» (Прит. 4:23).

А каковы мотивы?

Такого рода уступчивость не имеет ничего общего с библейской кротостью и смирением. Если человек думает не об угождении Богу, а об угождении людям, если для него главное — человеческое одобрение, то он, по сути, грешит. Апостол Павел имел очень твердую позицию в этом вопросе: «У людей ли я ныне ищу благоволения или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1:10).

Другими словами, Бог хочет, чтобы наша уступчивость шла от сердца, то есть была проявлением искреннего сострадания и желания помочь. Если же человек уступает внешне, а внутренне негодует, такая уступчивость не является проявлением любви к людям и тем, чего хочет Бог. Уступчивые взваливают на себя непосильное бремя обязанностей не из свободного выбора, а из-за страха перед людьми.

Почему трудно говорить «нет»?

1. Страх потерять любовь или оказаться отвергнутым. Под влиянием этого страха мы говорим «да», а затем внутренне возмущаемся. Мы даем, чтобы получить взамен любовь, а если не получаем ее, то чувствуем себя несчастными.

2. Боязнь гнева со стороны других. Из-за старых ран и отсутствия чувства собственного достоинства некоторые люди не могут вынести, когда кто-то на них сердится.

3. Многие оказываются не способны просто сказать: «Я люблю тебя, но этого делать не хочу». Они считают, что любить — значит всегда говорить только «да».

4. Вина. У некоторых из нас уступчивость и готовность отдавать мотивируется виной. Мы стараемся сделать достаточно добрых дел, чтобы избавиться от внутреннего чувства вины и начать уважать себя. Говоря «нет», мы плохо относимся к себе, поэтому продолжаем свои попытки заработать хорошее отношение к себе, во всем соглашаясь с другими.

5. Одобрение. Некоторые, даже став взрослыми, чувствуют себя детьми, ищущими родительского одобрения. Поэтому, когда кто-нибудь из окружающих чего-то от них хочет, они уступают и тем самым угождают воображаемому родителю.

6. Чрезмерное сочувствие. Часто бывает, что люди, должным образом не разобравшиеся со своими собственными потерями и разочарованиями, уступают по причине чрезмерного сочувствия. Каждый раз, когда им приходится отказывать другому человеку, они чувствуют его печаль, и причем чувствуют ее в такой степени, которая тому человеку даже и не снилась. Боятся причинить боль, а потому соглашаются.

7. Мы не говорим «нет» из-за нежелания создать впечатление плохого или эгоистичного человека.

8. Мы уступаем из боязни повести себя не так, как полагается верующему человеку.

Лучше сказать честно

Все эти ложные мотивы заставляют нас соглашаться с тем, что нам неприятно, а еще заставляют лицемерно молчать о своих чувствах. Мы «мужественно» переносим боль, которую нам доставляет безответственность другого. А было бы лучше сказать ему обо всем прямо. Возможно, эта информация оказалась бы очень полезной для него. Писание говорит, что «лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь» (Притч.27:5).

Библия требует от нас честности и пребывания во свете. Апостол Павел призывает христиан: «Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему» (Еф.4:25).

Пример Иисуса

Как последователи Иисуса Христа мы всегда можем обращаться к Его жизни на земле как образцу для наших решений и поступков. Да, Спаситель много времени отдавал служению людям. Однако Евангелия показывают: Иисус также умел говорить «нет», порою отказывая во внимании и помощи. Например, евангелист Марк описывает, как Христос отказал жителям Капернаума ради времени наедине с Отцом (Марк.1:32–38). В другом месте тот же Марк пишет, что Иисус не вышел к матери и братьям, когда те звали Его (Марк.3:31-35).

Эти и другие отрывки демонстрируют, что Иисус умел говорить «нет». Он не позволял, чтобы кто-то вместо Него принимал решение о том, чем Ему заниматься. Иногда это означало отказ в удовлетворении требований, ожиданий и просьб окружающих.

Как правильно говорить «нет»

Итак, для того чтобы наша уступчивость носила здоровый характер и не вредила Божьим планам о нас, нужно выработать твердую привычку говорить «нет». Однако, отказывая, все-таки следует помнить о любви к ближнему и о рамках приличия. Существует несколько принципов, которые важно соблюдать, когда говоришь «нет».

Наш отказ не должен целенаправленно вредить человеку. Он должен быть обоснован логически и оправдан с точки зрения сострадания.

Говоря «нет», акцент стоит делать на следующем: вы отказываете не человеку, а его просьбе. Благодаря такой тактике, отказ воспринимается как нечто не столь личное.

Если необходимо время для того, чтобы обдумать чью-то просьбу, не торопитесь принимать решение. Не позволяйте давить на себя. Просто скажите в ответ: «Могу ли я ответить чуть позже? Мне нужно проверить свое расписание, чтобы понять, есть ли у меня на это время».

Когда говорите «нет», важно сохранять спокойствие. Не нужно оправдываться. Так только добьетесь того, что ваше «нет» будет звучать неубедительно. Если необходимо, достаточно лишь извиниться и сказать, что вы не сможете помочь.

Конечно же, все зависит от просьбы. Как правило, достаточно сказать нечто вроде: «Извините, сейчас у меня нет на это времени» или «Мне жаль, но я не смогу помочь». Когда вы даете краткое пояснение своему отказу, всегда оперируйте местоимением «я», а не «ты».

Уважайте «нет»
других людей

Если мы хотим, чтобы окружающие уважали наше право отказывать, мы должны уважать и их право. Для нас чье-то «нет» тоже может показаться неожиданным и неуместным. Это вполне объяснимо, ведь все мы имеем греховную природу, которой не нравится встречаться с отказом.

Совсем не трудно любить того, кто все время соглашается с нами. Однако, как только дело касается того, кто с нами не соглашается, тут все гораздо сложнее.

Но, уважая суверенитет окружающих, мы поступаем с ними так, как поступает с нами Бог. Он дает нам право выбора. Давайте предоставлять это права и окружающим нас. Как и говорит Писание: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7:12).

Татьяна Арчибасова

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!