​Влияние семьи на ребенка

Семья – это группа людей, но она отличается от любой другой группы тем, что между этими людьми очень близкие родственные кровные узы.

Семья – это микромодель большой семьи, общества. Подобно тому, как все предметы в мире состоят из атомов, так и общество состоит из семей. Поэтому общество напрямую зависит от того, какие будут семьи. И церковь зависит от того, какие в ней семьи, сколько мы инвестируем, вкладываем в воспитание детей, сколько стоим в молитве за семью.

Степень влияния внутри семьи самая высокая. Между более дальними родственниками, скажем, дядей, тетей и племянником, степень влияния ослабляется, потому что уже присутствует определенное расстояние, хотя они все еще родственники. Если сравнить степень влияния дедушки на внука и отца на сына, то у дедушки влияние на внука будет меньшим, чем влияние отца на сына. У прадедушки на правнука еще меньше влияния, а потом связь вообще обрывается, потому что умирает одно поколение, другое остается жить.

Передать самое важное

Семья – это маленький круг людей, это святое, и Бог предусмотрел, чтобы там люди не ломались, чтобы никто не надругался над слабым. Бог доверил родителям этих беззащитных детей, от самого рождения, когда те ничего сами не могут и на все 100 процентов зависят от них. Зачем? Чтобы родители, используя вот эту душевную близость и душевные связи, могли им передать что-то чрезвычайно важное, особенно если мы говорим о семьях верующих людей, которые познали Бога, которые служат Богу и находятся в завете с Богом.

Используя это короткое время, пока ребенок держится за папину руку, смотрит ему в глаза, абсолютно доверяет и верит всему, что бы тот ему ни сказал, пока мама и папа для ребенка являются авторитетом, Господь повелел заниматься той самой передачей познания о Боге.

Оттиски в памяти

В большинстве своем мы даже не подозреваем, какой сильной степенью влияния мы наделены Богом, чтобы повлиять на своих детей. Многие дети выросли, и жизнь бросала их из стороны в сторону, но отдельные моменты, сокровенные беседы с отцом и матерью так глубоко отпечатались в душе ребенка, словно на свежем цементе остался оттиск ноги. Потом жизнь что-то застилает в памяти, но эти моменты остаются незабываемыми, потому что душа ребенка очень податливая, мягкая.

Многие люди, которые приходят на личные беседы, так и рассказывают: «В детстве у меня был такой случай...», «В детстве отец мне сказал что-то, после этого что-то сломалось во мне». В детстве, в детстве, в детстве...… Почти каждый из нас возвращается в детство, потому что это наш дом, наша семья, самое родное.

Бывает по-разному

Конечно, бывает, что отец и мать считают воспитанием ребенка только наказание, когда тот нашалил или сделал что-то дурное. Тогда отец срывается, кричит или бьет его, и ребенок закрывается, становится жестким, даже жестоким. Это худшее, что можно делать родителям, когда они думают, что таким образом воспитывают своих детей.

Бывает в семьях и так: когда дети приходят домой, то спрашивают – дома ли отец? Если тот дома, то все тут же забиваются по углам и помалкивают, чтобы не вызвать раздражение или гнев у отца. Если отца нет, то в доме царит радость, звучит смех и веселье. Конечно, это неправильная модель отношений.

Все должно быть совершенно наоборот. Когда в доме царит доброжелательная атмосфера, когда ребенок не боится родителей, может положить голову на плечо маме или отцу, и те начинают делиться тем, что для них дорого, свято, очень лично – о своих взаимоотношениях с Богом, о том, кто такой Дух Святой, что Он сделал в их жизни – то именно в тот момент родитель произведет сильнейшее воздействие на сознание своего ребенка.

От близких – больнее

И точно такой же эффект будет в негативном смысле. Если в такие моменты, когда ребенок открыт, тянется к родителям, а те ведут себя грубо или демонстрируют ему свое неприятие, если ребенок, не дай Господь, нежеланный, то таким образом они наносят ему глубокие раны в сердце. Именно потому, что они – родители. Чем ближе человек, тем сильнее он ранит своего близкого.

Предположим, если на светофоре кто-то в соседней машине откроет окно и обругает вас ни за что, то, конечно, вам будет обидно. Но, скорее всего, вскоре вы забудете об этом инциденте, потому что не знаете того человека, он для вас никто. Но если отец или мать скажет что-то обидное, то это такой болью отзовется в сердце, что может стать раной на долгие годы.

Запад и Восток

Западная культура в корне отличается от культуры Востока, где существуют родовые кланы, где отцы стоят во главе, где есть мощные традиции и переходящие предания. Человек там не сам по себе, он как бы привит к мощному стволу ветвистого дерева.

На Западе все иначе. Западный мир пошёл принципиально другим путем, где на первом месте оказался человек, индивидуум, которому даже мама и папа не указ – что носить, какую музыку слушать, с кем дружить и так далее.

Надо отметить, что Библия построена на восточных традициях, на культуре Востока. В ней показано, как Бог прививал израильскому обществу понимание личной ответственности за общее дело.

Все – за одного

В Ветхом Завете описывается, как Господь воспитывал Израиль, Свой избранный народ. Бог пытался привить этим людям чувство личной ответственности за всеобщее дело.

Возьмем, к примеру, историю из книги Иисуса Навина о взятии Иерихона. Господь сказал Иисусу Навину: «Когда войдете в Иерихон, не смейте брать ничего из заклятого». Бог предупредил об этом все общество израильское, и никто не догадывался, что кто-то все-таки взял заклятое. Но когда на следующий день после взятия такого большого города как Иерихон израильтяне не смогли завоевать маленький городок Гай, то все пришли в недоумение и растерянность, стали задаваться вопросом: что мы сделали не так, почему вчера Бог был с нами и дал победу, а сегодня налицо поражение и позор?

Иисус Навин пошёл к Богу с этими вопросами, и Бог сказал ему, что среди израильтян есть человек, из-за которого пострадали все. И далее в процессе поиска этого человека очень четко показано, как было структурировано израильское общество.

Весь народ был разбит на 12 колен. Каждое колено подходило к ковчегу Завета, и Бог указал, в каком именно был предатель. Когда дошло дело до колена Иуды, Господь указал на это колено.

Далее из этого колена стали подходить представители родов или племен. Значит, колено дробилось на племена. Племя – это семья до третьего рода, то есть там, где есть прадеды, деды, родители и внуки, и все произошли от двух людей – прабабушки и прадедушки.

На этот раз было указано племя Зары. Далее стали искать предателя среди этого большого племени, и к ковчегу подходили отдельные семьи, так как племя состояло из семей.

«Иисус, встав рано поутру, велел подходить Израилю по коленам его, и указано колено Иудино; потом велел подходить племенам Иуды, и указано племя Зары; велел подходить племени Зарину по семействам, и указано [семейство] Завдиево; велел подходить семейству его по одному человеку, и указан Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина. Тогда Иисус сказал Ахану: сын мой! воздай славу Господу, Богу Израилеву и сделай пред Ним исповедание и объяви мне, что ты сделал; не скрой от меня» (Иис.Нав.7:16-19).

Что сделали с Аханом? Побили камнями его и всю его семью: жену, сыновей и дочерей. «Иисус и все Израильтяне с ним взяли Ахана, сына Зарина, и серебро, и одежду, и слиток золота, и сыновей его и дочерей его, и волов его и ослов его, и овец его и шатер его, и все, что у него было, и вывели их [со всем] на долину Ахор» (Иис.Нав.7:24).

Спрашивается, причем тут семья, если совершил преступление только Ахан? Тогда считалось, что вся семья все равно на каком-то уровне причастна и ответственна за поступок одного из членов этой семьи.

Каждый за себя?

Мы с вами живем вообще в другом мире, где индивидуализм проник настолько, что мы стесняемся обличить, подсказать, выговорить даже членам своих семей. Что-то странное происходит с нами. Вроде бы, мы одно общество, но каждый сам по себе. Так не должно быть, мы несем ответственность друг за друга, особенно в семье, потому что именно в семье мы можем оказать хоть какое-то влияние на своих родных.

Интересная история произошла с Мардохеем и Есфирью. Когда над еврейским народом нависла угроза истребления, Мардохей пришел к своей родственнице, Есфири, которая в то время уже была царицей во дворце царя Артаксеркса, и попросил походатайствовать о народе перед царем. Есфирь испугалась, потому что не могла пойти к царю, не быв позванной. Но Мардохей как будто поймал ее мысль и пошел на опережение: «Не думай, что ты одна спасешься вдоме царском из всех Иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф.4:13-15).

Хочется спросить у Мардохея, почему он именно так сказал: ты и дом отца твоего погибнете? Ладно, она погибнет, потому что пошла к царю не вовремя, но причем тут ее дом, то есть семья? Почему должны погибнуть близкие и родные?

Все по той же причине: потому что родственники напрямую причастны к тому, как она научена и воспитана.

Действительно, поступки человека во многом зависят от того, в какой семье он растет и какие советы ему дают близкие люди. Потому Господь повелел нам всем, поскольку мы знаем Бога, поскольку мы в завете с Ним, использовать этот золотой шанс, для того чтобы передавать нашим детям познание о Нем.

Фрагмент из проповеди Александра Шевченко «Как привить веру ребенку?»

Полную версию смотрите на YouTube

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!