​Помилованный и оправданный

Новый Завет повествует о жизни и делах Иисуса Христа, с Его рождения началась новая эра в нашей истории. На земле Сын Божий был в окружении многих людей, некоторые были очень близки к Нему, кто-то только мельком соприкоснулся с Ним. Так или иначе есть несколько персонажей, чьи имена тесно связаны с жизнью и смертью Иисуса Христа: апостолы, Мария, Понтий Пилат, фарисеи и первосвященники.

Но в Писании упоминается один человек, чей жизненный путь лишь на краткий миг переплелся с судьбой Иисуса Христа, однако о котором повествуют все евангелисты. Имя ему Варавва, переводится с еврейского как «сын отца».

Варавва никогда не имел ничего общего со Христом, не был Его учеником. Возможно, что в день казни он в первый раз увидел этого Человека.

В Библии можно прочитать лишь несколько слов о самом преступнике. «Варавва был посажен в темницу за произведённое в городе возмущение и убийство» (Луки 23:19). В те времена в Иерусалиме были сильны настроения против правительства и наместника Римской империи. Израиль находился в оккупации, многие были недовольны таким положением дел, и время от времени возникали волнения и бунты. Варавва был одним из бунтовщиков, которого схватили и посадили в темницу. За бунт по закону полагалось одно наказание – смерть.

Вместе с Вараввой были схвачены и другие бунтовщики, которым грозило такое же наказание, но почему-то в тот день был освобожден именно Варавва, а не кто-то из других разбойников.

Популярность Вараввы среди иудейского народа говорит о том, что он был не просто разбойником, а участвовал в политической борьбе. Какие именно «подвиги» заставили объявить его преступником, неизвестно. Из Евангелия можно лишь понять, что он кого-то убил и сеял смуту. Это позволяет предположить, что он был противником римского влияния в Иудее. Тем самым первосвященники и старейшины, возможно, усматривали в нем некую возможность для освобождения страны от ненавистного римского ига. А в противовес ему Иисус был явной угрозой для священников и фарисеев.

«На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти» (Мф. 27:15-18).

Пилат, опасаясь вызвать народное недовольство, был вынужден подчиниться толпе, опасаясь народных волнений, которые время от времени вспыхивали в его провинции, хотя сам склонялся к тому, чтобы освободить Христа. «Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие» (Мф. 27:26).

Так или иначе преступник Варавва получил прощение и освобождение. Еще час назад он сидел в темнице и готовился к смертной казни, четко понимая, что его приговор был справедливым и заслуженным. Но в один миг он был освобожден и отпущен на свободу, а вместо него приговорили к казни другого человека. Понял ли он, что произошло с легкой руки Пилата? Ведь избежать неминуемую смерть удается не каждый день. Еще утром он готовился к ней, и вот судьба дает ему второй шанс.

Его преступление не было искуплено или смыто его же кровью. Вместо него другой человек пролил свою кровь, тем самым покрыв его преступление. Вечная история преступления и наказания.

* * *

С самого сотворения мира вслед за преступлением всегда приходит наказание, но обычно за грехи людей проливалась кровь. Впервые это произошло, когда Адаму и Еве Бог дал кожаные одежды, тем самым умертвив какое-то животное. А дальше, во времена Закона Моисея, за грехи людей тоже приносились в жертву различные животные.

И вот впервые в истории за преступление человека проливает свою кровь другой человек, невиновный, праведный, Сын Божий. Освобождение Вараввы меняет ход истории.

Что было с разбойником Вараввой в дальнейшем, после крестной казни Иисуса Христа? Писание не говорит нам об этом. Можно предположить, что он оценил жертву Христа, изменился и стал жить иначе. Остается надеяться, что последние годы он прожил в мире и спокойствии, а не в бунте и бессмысленной борьбе.

Подобно Варавве, любой человек, совершивший преступление, может покаяться. Каким бы ни был путь, приведший человека ко греху, можно найти в себе силы изменить жизнь и пойти в другом направлении. Путь человека и Божий путь не всегда пересекаются, но человек всегда способен измениться и пойти по другой дороге, словно путник, заблудившийся в лесу и нашедший правильную тропинку, ведущую к отчему дому.

Библия говорит: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Римл. 3:23). Нет человека, способного самостоятельно оправдаться перед Богом. Но есть жертва Иисуса Христа, которая оправдывает каждого из нас.

Бог дает шанс на покаяние любому человеку, каким бы ни был грех. Иисус заплатил Своей кровью за преступления всего человечества. Он добровольно пошел на смерть, чтобы мы жили вечно. Это Его выбор, Божий выбор и Божья милость для каждого человека.

И в ответ Он ждет от людей веры в эту милость и ответного шага – покаяния в своих грехах. Как только человек признает свои грехи и приходит к Богу с покаянием, он тут же получает оправдание и спасение.

Важно не упустить время посещения Господнего и откликнуться на Его призыв.

Наталья Кудряшова

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!