Почему Бог допускает страдания?

Страдание – это боль, неизвестность, одиночество, отверженность, болезни, немощи, страхи. И все мы имеем страдания в какой-либо сфере жизни: духовной, душевной, физической, материальной, личной. Почему же мы страдаем?

Сотворенный Богом мир не был предназначен для страданий, но в результате грехопадения первых людей дьявол принес страдания на землю.
Дьявол сбил с толку первых людей. Он посеял в их сердца сомнения по отношению к Богу. И по сей день, используя разные ситуации, дьявол делает все, чтобы мы перестали верить Богу.

ХРИСТОС НЕ ОТМЕНИЛ СТРАДАНИЯ

Интересно, что Христос, придя на землю, не отменил страдания, но Сам испытал все, что мы с вами переносим на этой земле. Более того, Он добровольно взял нашу боль на Себя. Об этом написано в 53-й главе книги пророка Исайи: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис.53:12).

Страдания – это не то, что создал Бог, но это то, что Бог употребляет нам во благо. Он использует обстоятельства, чтобы чему-то нас научить. Христос Своими страданиями приобрел для нас совершенное искупление. Боль всего мира была возложена на Него. Святой, никогда не знавший греха, Он был впервые разлучен с Отцом из-за того, что грех всего мира, всех поколений был возложен на Него.

Поэтому для твоего прощения, искупления и оправдания достаточно того, что совершил Христос.

НО ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНЫ СТРАДАНИЯ?

Страдания – неотъемлемая часть жизни. Написано: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс.33:20). Кто-то будет избавлен здесь, на земле, но кто-то – только в вечности. Почитайте 11-ю главу послания к Евреям. Там написано о людях, героях веры, которых весь мир не был достоин, но их избавление наступило только с момента, когда они оставили свое тело и Господь принял их навсегда в Свою обитель.

Страдания нужны для того, чтобы  мы возрастали духовно и, будучи христианами, проявляли свою новую Христову природу.

Думаю, вы наблюдали, как проходят через испытания неверующие люди. У них появляется ропот, недовольство, поиск виновного во всем. Но апостол Павел говорит: «...вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил.1:29).

СТРАДАНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА

Апостол Павел, став христианином, сам прошел через неимоверные испытания. До этого он был авторитетным, уважаемым человеком, религиозным лидером. Но, последовав за Христом, он не раз отстаивал свои убеждения, проходя через ужасные страдания, о которых он написал во 2-ом Послании Коринфянам: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею» (2 Кор.11:23-30).

И дальше Павел говорит о том, что Бог дал ему различные откровения, но при этом дано ему от Бога «жало в плоть», чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений. «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи».  Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:8-10).

Разве Павел служил не всемогущему Богу, способному избавить его от страданий? Именно. Однако Павел прошел через все это без ропота, потому что знал, ради чего страдает.

В нашей человеческой  природе есть серьезные опасности: гордыня, тщеславие, разврат и т.п. Они приводят к бунту, к мятежу против Бога и в итоге – к вечной смерти. Павел это очень хорошо понял, потому написал: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:18).

НАШЕ ЖИТЕЛЬСТВО – НА НЕБЕСАХ

Бог способен в одно мгновение избавить нас от всех страданий. Но что будет с нами, с нашими сердцами? Вспомним ли мы тогда о Боге? Бог хочет, чтобы мы славили Его и в благоденствии, и в страданиях, как царь Давид, написавший: «Благословлю Господа во всякое время». А ты сможешь благословить Бога во всякое время? И даже тогда, когда Бог испытывает тебя? А когда что-то теряешь, когда нет объяснения, почему с тобой так поступили, почему ты оказался один, почему тебя отвергли, почему пришла эта болезнь?

Пророк Аввакум написал: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Ав.3:17-19). 

Есть и другие псалмы в Библии, например, 72-й, где вначале автор говорит: «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро». Нужно ли все это было? – вопрошает псалмопевец. Знаешь, если бы не было вечности, тогда было бы не нужно. Но  апостол Павел говорит: «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Фил.3:20).

Если ты считаешь, что твое жительство только на земле, тогда «хватай чемоданы» и можешь бежать из церкви Христовой и брать от жизни все, что удастся. Но если ты решил не просто похаживать в церковь, но жить на земле с Иисусом Христом, чтобы потом быть с Ним и в вечности, то будь готов пройти с Ним через все, ибо написано: «Если с Ним страдаем, то с ним будем и прославлены».

Если для нас не открыто то, что наше жительство – на небесах, мы будем очень сильно хвататься за эту землю, потому что это все, что у нас есть. Но когда для тебя открыты небеса, ты готов платить любую цену: будешь смиряться и будешь просить прощения там, где ты трижды прав, и будешь делать все, что угодно, только бы не потерять свои отношения с Богом. Все, что Он тебе откроет, все, о чем Он тебя попросит, ты будешь делать, потому что ты ожидаешь встречи с Ним! Аминь!

ВЕРА ДРАГОЦЕННЕЕ ЗОЛОТА

Эту мысль повторяет апостол Павел во 2-ом Послании Коринфинам: «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор.4:17-18). Те страдания, о которых мы говорили выше, он называет кратковременными и легкими.

Об этом же пишет апостол Иаков в своем послании: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение». «...дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1Пет.1:7).

Оказывается, есть вещи более драгоценные, чем золото огнем очищенное, – это испытанная вера, твоя и моя. И она испытывается в страданиях. Это тот огонь, который Бог использует для того, чтобы от нас могла отделиться примесь, чтобы мы росли в Боге и уже могли не только благодарить Его за то, чем Он нас благословил, но и за наши страдания. 

В СТРАДАНИЯХ ПРОСЛАВЛЯЙТЕ БОГА

Дорогие! Не относитесь к страданиям, как к чуме, от которой нужно бежать, но прославляйте Бога, находясь в страданиях. Во время страданий надо смотреть не на сам источник боли, а на Того, Кто имеет цель, – проведя нас через эти страдания, показать нам самим, что есть внутри нас. И хорошо, если, увидев что-то плохое, ты скажешь: «Мне надо от этого избавляться, потому что мое жительство – на Небесах, и я не хочу менять курса, я не хочу менять цели».

У нас еще есть время, есть возможность молиться, у нас есть Ходатай на Небесах – Иисус Христос. Благодаря Его страданиям мы получили от Бога благодать вечной жизни, прощения, оправдания. Поэтому Библия говорит: «Если мы с Ним страдаем, то с Ним будем и прославлены».

С. Ю. НАКУЛ, епископ Христианской церкви Краснодарского края РЦ ХВЕ

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!