Фаст-фуд как образ жизни

Современному человеку всегда некогда. Некогда звонить близким, некогда встречаться с друзьями, некогда отдыхать и совсем уж некогда готовить правильную пищу: ритм жизни становится все более быстрым, становится быстрой и еда.

Быт на больших скоростях

Если совсем недавно нацией фаст-фуда («fast food» в переводе с английского – «быстрая еда») называли вечно спешащую  и перекусывающую на бегу Америку, то сегодня культура фаст-фуда распространилась повсеместно. У современных хозяек нет времени хозяйничать – они заняты слишком многим: работа, интернет, простаивание в пробках – поэтому в большинстве семей домашнюю еду безжалостно вытесняет фаст-фуд. Пицца, купленная по пути домой, курица-гриль из «Магнита» за углом, замороженные пельмени-блины-котлеты, пакетик «волшебного» супа, лапши, пюре быстрого приготовления или толстенький гамбургер из Макдональдса-Ростикса – вот чем все чаще питаются сегодня. Какой вред подобная пища может нанести?  Давайте разбираться!

В современном мире фаст-фуд – это уже не просто еда, это философия жизни, философия мира, во всем подражающего Америке, спешащего, идущего по головам к своим карьерным высотам и уже не желающего в этой погоне за «американской мечтой» тратить время даже на еду. Жизнь на скоростях изменила не только то, что мы едим, но и то, как мы это делаем. Ушли в небытие семейные ужины, которые собирали всех за одним столом и постепенно переходили в задушевную беседу. Сегодня едят быстро быструю еду, каждый – у себя в комнате, отцы – не отрываясь от созерцания того, как 22 взрослых мужчины бегают по полю за одним мячом, дети – не поднимая глаз от экрана своего телефона-планшетника, матери – сочувственно внимая тому, как Лариса Гузеева пытается поженить очередную страждущую пару.

Современный человек предпочтет перекусить чем-нибудь и снова вернуться к своей работе, к своему телевизору, к своему интернету. Вот почему фаст-фуд – это не только новый вид еды, это ответ на наше новое мироустройство, новый вид культуры и новое отношение к жизни.

Печальный опыт Америки

В мире действует негласное правило: то, что становится нормой в Америке, со временем становится нормой во всем мире. Сегодняшние американцы совершенно разучились готовить дома. Среднестатистический американец не помнит, какова на вкус домашняя еда, но не проживет и дня без гамбургеров и кока-колы. В Америке не готовят, чтобы не отвлекаться от своих дел.

Как результат – более 50 миллионов человек в США страдают ожирением, вес среднего американца составляет  100 килограммов. Вот почему первая леди Америки Мишель Обама, крайне озабоченная таким положением дел, объявила войну фаст-фуду, назвав его главным виновником развития ожирения, особенно у детей. Она призвала общество активно помогать в реализации программы борьбы с ожирением нации. По ее мнению, родители должны запретить своим детям есть в ресторанах и кафе быстрого питания, поскольку привычка к неправильной еде закладывается с детства, и переучить человека во взрослом возрасте практически невозможно.

Как уже было сказано выше – что укореняется в Америке, через время перенимают другие страны. Вот и у нас уже карьера – на первом месте, ритм жизни – год от года все быстрее. Мы все больше и больше перенимаем американский стиль жизни. И теперь уже в России нет городка без ресторанчиков быстрого питания, а тратить время на приготовление ужина готовы далеко не все.

Так стоит ли удивляться тому, что в нашей стране уже четверть населения столкнулась с проблемой лишнего веса? По мнению диетологов, все идет к тому, что к 2050-му году в России человек старше тридцати лет, имеющий нормальное телосложение, станет редкостью.

И ведь проблема не в том, что существует некий мировой заговор, цель которого – превратить население всего мира в больных и тучных людей. Популярность «быстрой еды» объясняется тем, что просто в корне изменился сам мир: ускорился ритм жизни, города выросли до огромных масштабов. Каждый человек живет все быстрее, как следствие – полуфабрикаты и фаст-фуд правят бал. 

Эксперименты

Американка по имени Салли Дэвис решила провести эксперимент с едой из сети Макдональдс. Ход эксперимента Салли транслировала в интернете. В качестве «подопытного» был взят стандартный набор из Макдональдса – гамбургер и картофель-фри.

Стартовал опыт 1 апреля 2010 года. Салли Дэвис просто положила «подопытных» в обычной комнате и ежедневно публиковала фото их состояния. Что же она увидела? Через 171 день от начала эксперимента и гамбургер, и картофель-фри выглядели так, словно их приготовили недавно. На 816 день эксперимента внешний вид продуктов практически не изменился – лишь слегка потрескалась булочка на гамбургере. Картофель и мясная котлета все еще выглядели свежими. Так что все, кто утверждал, что в еде из заведений быстрого питания все натуральное, – потерпели фиаско.

 

А вот еще один эксперимент. На этот раз экспериментатор оказался более смелым и решил все тестировать на себе. Тридцатитрехлетний американский журналист Морган Спарлок прошел тщательное медицинское обследование, которое подтвердило, что он наредкость здоров. После этого Морган целый месяц ежедневно трижды в день питался в «Макдональдсе». Результат шокировал даже самого экспериментатора. Мужчина прибавил 12 кг веса, уровень холестерина в его крови повысился в несколько раз, обследование показало, что опасность инфаркта увеличилась вдвое, и, самое печальное, – Морган всего за месяц «посадил» свою печень: теперь она напоминала печень алкоголика со стажем (в течение эксперимента журналист не употреблял ничего спиртного). Вот такая картина.

Как фаст-фуд появился?

Год рождения фаст-фуда – 1921. Место рождения – Канзас, США. Прародитель современных заведений быстрого питания – компания White Castle, фирменным блюдом которой стал гамбургер – невиданное на тот момент блюдо. Гамбургер был подозрительно  дешевым, так что некоторые люди уже тогда стали задумываться, из чего его готовят, не вреден ли он.

И, чтобы убедить сторонников домашней кухни в том, что гамбургер – наше все, владелец компании придумал хитрый ход. Заплатил нескольким молодым людям, чтобы те надевали халаты врачей и каждый день ели в его заведении. Тут сердца обывателей были покорены окончательно: если медики ежедневно едят гамбургеры, значит, есть это блюдо – полезно. С  того самого момента недостатка в посетителях у предприимчивого создателя гамбургеров не возникало. 

Постепенно идею быстрой еды подхватили многие, заведения быстрого питания стали появляться повсюду. Кстати, в  СССР фастфуд  впервые появился в 1990 году в Москве, где был открыт единственный на тот момент в стране Макдональдс. За первый день работы в нем побывало около 30 тысяч человек, а очередь из желающих попробовать заморскую еду вытянулась на несколько километров.

Не пищепром – шоу-бизнес

Еще братья Макдональды (основатели сети Макдональдс) любили повторять, что они работают не в пищевой промышленности, а в шоу-бизнесе. Они считали, что нужно создать моду на свою еду, и тогда уже на второй план в сознании людей отойдет вопрос вкуса еды и ее полезности.

Основным объектом пропаганды Макдональды выбрали детей. Не потому, что были злыми и хотели навредить самым беззащитным, а лишь потому, что дети – невероятно экономически прибыльны. «Дети приводят родителей, родители – деньги», – говорили братья. Сегодня маркетологи называют детей «потребитель – четыре в одном»: ребенок тратит сам, заставляет тратить родителей, взрослея, сохраняет часть привычек и передает те уже своим детям. Дети – беспроигрышная категория покупателей, ведь на малышей терзаемые чувством вины занятые родители готовы тратить тем больше денег, чем меньше времени способны посвящать своим детям. Времени для детей у родителей с каждым годом все меньше, а денег, следовательно, которые тратятся на детей, все больше.

Поэтому производители сделали все, чтобы визит в фаст-фуд превратился для маленьких посетителей в праздник. В ход пошли любые приемы: это и периодически обновляющийся набор игрушек – героев популярных мультфильмов (игрушки дают с каждым детским обедом), и площадки для игр, горки, бассейны с шариками, яркая упаковка еды – словом, все, чтобы завоевать сердце малолетних потребителей.

Напор из рекламы, игрушек и остальных маркетинговых уловок увеличивает не только объемы продаж фаст-фуда, но и статистику многочисленных заболеваний, особенно среди детей. Что не удивительно, ведь, например, в Америке посещают ресторанчики фаст-фуд и пьют колу даже двухлетние малыши.

Фаст-фуд не имеет практически ничего общего с кулинарией – это индустрия рекламы, умелого маркетинга и современных технологий (поскольку пробуждающий ваш аппетит запах, скажем, копченого бекона, который источает гамбургер, почти всегда – лишь парфюмированная добавка, умело выведенная химиками). Так стоит ли экономить свое время на приготовлении правильной, домашней еды, чтобы потом пришлось тратить еще больше времени на лечение себя и своей семьи от многочисленных заболеваний?

Ирина ХАДЖЕБИЕКОВА

Статистика фаст-фуда: 98% потребителей не обращают внимание на степень полезности того или иного продукта

После того как сторонники здорового образа жизни и столь же здорового питания добились обязательного указания полного состава и полезности тех или иных ингредиентов фаст-фуда, казалось, что настает счастливая пора. «Маки», «Бургеры», «Кей Эф Си» и «Сабвэи» станут натуральными и полезными, а те из них, что не станут, будут навеки забыты придирчивым современным покупателем. Реальность, как оказалось, не столь прекрасна, и виноваты в этом не столько фаст-фуды, сколько мы сами.

Сара Бозли из британской The Guardian в своей новой статье ссылается на исследование американских ученых, согласно данным которого маркировка и указание полезности того или иного продукта почти не влияет на его выбор.

Исследование проводилось учеными с 2007 года и выявило, что низкая калорийность, полезность, относительно низкое содержание жиров, «зеленый» метод производства – все эти прекрасные вещи, которые теперь пишут на упаковках – влияют на выбор лишь в... 2% случаев!

За этот период (2007-2011 гг.) общее потребление калорий в мировых фаст-фудах выросло почти на 20%. Потребление вегетарианских блюд в меню упало на 9%.

Потребление «выгодных» и «экономичных», но жирных и просто огромных по своим размерам бургеров и упаковок картофеля выросло на 25%. Согласно исследованию, 3/4 всех покупателей фаст-фудов выбирают еду просто «по привычке». Иными словами, нововведения, касающиеся полезности, почти никого вообще не интересуют.

Думаете, что среди вегетарианцев ситуация лучше? Вовсе нет. Только 10% из тех, кто называет себя вегетарианцем (данные по Европе и США) на самом деле отказались от фаст-фудов и никогда больше не позволяли себе «маленькую картошечку фри» или «веджи-бургер».

guardian.co.uk

Семейные ужины спасают подростков от алкоголя и наркотиков

Подростки, не имеющие возможности регулярно беседовать со старшим поколением за обеденным столом, становятся курильщиками в два раза чаще.

Подростки, регулярно ужинающие в кругу семьи, реже употребляют табак, наркотики и алкоголь, заявляют специалисты из Национального центра по изучению наркозависимости и злоупотребления алкоголем при Колумбийском университете.
Регулярными семейными трапезами можно считать те, что случаются пять-семь раз в неделю, а редкими – меньше трех раз. Исследование, проводившееся на протяжении шестнадцати лет, показало, что 72% подростков в США верят: ужины с родителями «очень важны» или «довольно важны».

Тинейджеры, не имеющие возможности регулярно беседовать со старшим поколением за обеденным столом, становятся курильщиками в два раза чаще «семейных» сверстников. Юноши из первой группы в полтора раза чаще употребляют марихуану. Кроме того, у них в том же числовом соотношении больше друзей-ровесников, которые употребляют алкоголь и лекарственные препараты, отпускаемые по рецепту, и в 1,25 раза – тех, кто зависим от кокаина, метамфметамина, героина или экстази.

Опрос также показал, что количество тинейджеров, часто ужинающих в кругу семьи, за последние десять лет не изменилось: оно составляет чуть более 60%. Кстати, семейные ужины имеют еще один благотворный эффект: они снижают вероятность ожирения у четырехлетних детей на 40%.

 Подготовлено по материалам Medical News Today

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!