Бог сохранил меня в военные годы

Письмо в редакцию

Здравствуйте, уважаемая редакция «Христианской газеты». Я очень прошу напечатать жизненную историю моей бабушки Нетруненко Марии Федоровны. Ей сейчас 92 года, и мне очень хотелось бы, чтобы люди, прочитав ее рассказ, научились не терять веры в трудностях.

Рассказывает Нетруненко Мария Федоровна:

«Родилась я 1 мая 1924 года в г. Чехов Волошинского района Ростовской области в семье бедного крестьянина Дзюбы Федора Гавриловича. Нас было 8 детей: 4 мальчика и 4 девочки. Еще с нами жили дедушка и бабушка.

Детство мое прошло в основном у сестер (замужних) т. к. школ там, где жили родители, не было. В 1941 году я окончила 10 класс в селе Красном Новосветловского района Ворошиловградской области.

Бегство из вагонов

В 1942 году меня забрали в Германию на работу. Помню, в городе Перемешле была пересадка людей в немецкие вагоны, которые пойдут уже в саму Германию. Рядом на путях стоял тот поезд, на котором мы приехали из дома и который должен был вернуться назад. Мы тайно забрались в его вагоны, а на рассвете вместе с четырьмя девочками выпрыгнули и стали пробираться под вагонами паровозов. Выбрались из-под колес прямо к шоссейной дороге на Киев – и пошли. Нам был слышен крик и плач оставшихся ребят.

Полицейский приставил пистолет к моему лицу

Долго шли по дороге в степи, потом оказались в деревне и наткнулись на полицейского. Он остановил нас, спросил, кто мы. Мы ответили, что еще до войны сюда были завербованы на работу, а теперь наша территория занята немцами, и мы возвращаемся домой. Он повел нас в комендатуру.

Когда открыл мои документы, то увидел «вербовочный лист» в Германию, и как закричит: «Шпик! Шпик!» – и приставил пистолет к моему лицу. Я уже прощалась было с жизнью, но Бог меня сохранил. В эту минуту подъехал солдат в немецкой форме. Полицейский опустил пистолет, немец закричал что-то, увел его в другую комнату, а мы остались на крыльце и слышали, как они ругались. Я немного отошла от испуга. Подруги сказали, что я была белая, как стена.

Скитания по деревням

Вечером парень принес нам документы и сказал: «Идите отсюда скорее, вас все равно во Львове заберут в лагерь».

Он вывел нас из деревни и показал, куда идти. Дорога лежала через лес. Вокруг слышна была стрельба партизан.

Долго шли по глухим деревням, по степи, голодные, люди указывали нам путь. Часто бывало так: переночуем, а еды не дадут, у них свои дети голодные. Немцы все разграбили: скот, хлеб. Обувь у нас порвалась, мы обмотали ноги тряпками и шли дальше. Несколько раз попадали в облаву.

Три дня ничего не ели, решили с девчонками разделиться и входить в дома по одному, а потом встретиться в конце села. Много домов я прошла, но подруг так и не встретила, осталась одна. Паспорта у меня не было.

В сене немцы опять не нашли меня

Люди брали меня на ночлег на свой страх и риск. Один раз приютили меня дедушка с бабушкой, и вдруг началась облава. Дед двери сразу не открыл, а быстро спрятал меня в яслях у коровы и накрыл соломой. Полицейские и в ясли пошли меня искать. Взяли железную клюшку и тыкали ею в сено, но в меня не попали. Бог меня спас опять.

Второй раз на ночлег меня взял староста. Его жена меня искупала, одела в свою одежду. А мою сожгла в печи, т. к. вшей было в ней много. А на утро они меня покормили, одели, и староста повез меня через весь город, делая вид, что свою жену везет в больницу. Он должен был в этот день участвовать в облаве на молодежь. Вывез меня за город, показал, где находится за городом тюрьма. В нее сажали молодежь и потом отправляли в Германию. Высадил меня и сказал: «Иди с Богом к своим родителям».

Снова с родными

Шла я глухими деревнями, степями. Люди указывали путь. Пришла домой к сестре почти через три месяца. А тут опять набор в Германию. Пришлось идти к родителям на станцию Чебатовка, Тарасовского района, Ростовской области.

Через месяц немцы начали отступать, и был бой за Чебатовку. Во время боя 17 января 1943-го была убита моя мама. Отец умер позже, в 1944-м, от воспаления легких. После войны я работала учителем в школе, а по воскресеньям помогала колхозу. Еды было мало, ходила на работу голодная, со слезами на глазах. Братья и сестры немного помогали. В ноябре 1945-го вышла замуж, потом родила двоих детей.

Бог всегда был со мной

В 90-х годах я уверовала в Бога. А ведь мама все время молилась за меня. Читая Библию, я поняла, Кто мне помогал идти пешком тысячи километров и спас два раза от полицейских, Кто помог убежать из города Перемышля домой и выжить в такое трудное время. Спасибо Богу, что Он меня поддерживает до сих пор».

Нетруненко Мария Федоровна

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!