Существует ли реинкарнация?

Существует ли реинкарнация, или человек живет только один раз? Почему христианство не признает доктрину о переселении душ?

Термин «реинкарнация» означает «инкарнировать снова». Слово «инкарнировать» происходит от латинского слова inkarnatio – воплощение. Термин carnal означает «плоть и кровь», то есть нечто физическое, материальное. Понятия «реинкарнация», «переселение душ», «перевоплощение», «метемпсихоз» имеют почти тождественное значение.

«Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою и говорить о себе, что они были некогда и деревьями, и морскими рыбами. А я хотя и не скажу, бывали ли они когда-нибудь рыбами, однако же, со всем усилием готов утверждать, что когда писали сие, то были бессмысленнее рыб»

Святитель Василий Великий

Представление о том, что после смерти человек снова возвращается к земной жизни уже в новом теле, — одно из самых древних на Земле. Эту доктрину пропагандируют по большей части религии индийского происхождения — индуизм, буддизм и джайнизм, однако, в минувшем столетии она получила распространение и среди заметной части населения стран христианской традиции. Разделяют отчасти ее и россияне. Как показывают исследования ВЦИОМ и Левада-Центра, в перерождение верят около четверти наших соотечественников.

В чем же суть учения?

Согласно теории реинкарнации все существа во Вселенной проходят цикл перерождений, в которых душа очищается от зла через страдания (в соответствии с законом кармы — воздаяния за грех). В индийской книге Вед понятие «карма» первоначально означало «жертвоприношение» или «ритуальное действие». В Упанишадах оно трансформировалось в представление о том, что каждый поступок человека в этой жизни влияет на его последующую жизнь.

Согласно традиционным индийским представлениям человеческая душа способна переселиться даже в насекомое или животное. Например, ненасытный может в наказание родиться в следующей жизни свиньей и т. п. По закону кармы человек неизбежно платит за зло, которое он совершает в этой жизни, страданиями в своей жизни последующей. Родится ли он червяком или слепой девочкой — такова его карма. Никто не может заплатить за него кармический долг. Если человек страдает — это его собственная вина. Закон кармы неотвратим. Никто не в состоянии его избежать.

Согласно индуистской доктрине человеческая душа вечна и в своей глубине тождественнаАбсолюту (иногда называемому Богом). Практикуя аскетизм и медитацию, человек постепенно истощает свою карму и, проходя через многочисленные перерождения, наконец, сливается с Абсолютом.

Что говорит Библия?

Библия не учит о реинкарнации. Бог не скрыл от людей, что их ожидает в конце жизни: физическая смерть неизбежна точно так же, как и Божий суд, после которого человека ожидает вечная жизнь с Богом в раю либо вечная жизнь без Бога в аду.

Библия открыто заявляет, что после смерти человек не переселяется в насекомых, животных, рыб или людей. Человек, живя на земле, может постоянно совершенствоваться, войти в общение с Богом, но при этом он сохраняет свою человеческую природу. Люди произошли не из низших сфер космической жизни, они сотворены Богом и в какой-то мере подобны Ему. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» — говорится в книге Бытие 1:26. В силу этого человек предназначен для вечной сознательной жизни.

Писание подчеркивает, что жизнь человеку дается только один раз: «И как человеку положено однажды умереть» (Евр.9:27). «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9:5).

«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7).

Реинкарнация – это вымысел и способ усыпить собственную совесть и оправдать свое нежелание повиноваться единственному Богу и Творцу, Которому нам всем предстоит дать отчет после смерти.

Суд Христов

Учение о переселении душ обещает своего рода «бессмертие» и, отрицая верховного Судью над людьми и наказание в аду, оно освобождает грешника от чувства ответственности за свои грехи. Те, кто верит в реинкарнацию, считают, что если человек и нагрешит в этой жизни, то в следующем своем перевоплощении он сможет поправить дело. Грех для них – не такая уж проблема, ведь все равно всех людей ждет одинаковая участь: после неограниченного цикла перевоплощений каждый в конце концов достигнет «нирваны» (слияния с абсолютом). Разница лишь в количестве циклов.

Кроме того, учение о перевоплощении дает возможность объяснить и оправдать любые страсти и даже преступления человека. Например, если гомосексуалист чувствует влечение к другим мужчинам, то это, очевидно, потому, что в одной из своих «прежних жизней» он был женщиной. Если жена изменяет своему мужу, то это, вероятно, потому, что ее любовник был ее супругом в какой-то другой жизни. И так далее.

Но Писание категорично говорит о неизбежности наказания за грехи: «Ибо возмездие за грех – смерть...» (Рим.6:23). Так же и в других местах Священного Писания подтверждается этот факт:

Екклесиаст 11:9: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд».

2 Коринфянам 5:10: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».

Жизнь после смерти

С христианской точки зрения смерть не является концом нашего существования. Физическая смерть – это отделение души от тела. Тело умирает, а душа человека (его истинное «Я») продолжает жить. Что же ожидает его послеотделения от физического тела? Бог, желающий, чтобы «все спаслись и достигли познания истины», сделал все для того, чтобы человек после смерти находился с Ним, а не попал в ад.

Для этого Сам Бог пришел на Землю в облике человека и умер за наши грехи на кресте, чтобы мы верою в Иисуса и Его спасающую жертву могли обрести прощение грехов и жизнь вечную. Те, кто верой принял Иисуса Христа своим Богом и Спасителем, получили дар вечной жизни: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на Нем» (Иоан.3:36).

Воскресение жизни и воскресение осуждения

Писание говорит, что Иисус первым воскрес из мертвых. Верующие в Него однажды тоже воскреснут в день воскресения, чтобы вечно пребывать со своим Богом и Спасителем на небесах. «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1Кор.15:50-54).

В вышеприведенном отрывке говорится о том, что случится с верующими в Иисуса Христа при Втором Пришествии. В одно мгновение их смертные тела преобразятся и станут подобными телу Христа. Те же, кто умер будучи верующим, но не дожив до дня Второго Пришествия, тоже обретут такие же тела.

Библия учит о двух разных воскресениях. Нет сомнения, что абсолютно все умершие воскреснут. Разница только в том, что одни воскреснут для того, чтобы дальше жить и продолжать общение с Богом, а другие – чтобы быть осужденными на вечные страдания, так как они еще при жизни на земле отвергли своего Создателя и Спасителя Христа:

«Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Иоан.5:28-29).

Итак, Бог дал человеку свободную волю. Как человек ею распорядится – его личное дело. Можно верить во что угодно: в реинкарнацию или в отсутствие жизни после смерти. Истина же не зависит от нашего мнения или убеждений. Она существует независимо от каждого из нас, как и Сам Бог. Мы можем ее отвергнуть, а можем принять. Но платить за наше решение станем мы сами. И ценой за ошибку будет то, где нам придется проводить вечность.

Татьяна Арчибасова

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!