Что такое церковь?

Для многих людей церковь – это всего лишь здание, предназначенное для проведения религиозных обрядов. Однако Библия открывает нам иное значение слова «церковь».

Впервые упоминание о церкви встречается в Евангелии от Матфея, в шестнадцатой главе, где Иисус обращается к Петру: «Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне я создам церковь мою, и врата ада не одолеют ее»

(Матф.16:18).

Из этого текста становится ясным, что под словом «церковь» Иисус понимал не здание, предназначенное для религиозных целей. А под камнем, на котором будет построена Церковь, Он понимал не обычный камень.

Еще одно упоминание Иисуса о церкви можно прочитать в восемнадцатой главе Евангелия от Матфея: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи ЦЕРКВИ; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь»

(Матф.18:15-17).

Из учения Иисуса Христа, изложенного в этих главах, очевидно, что под словом «церковь» подразумевается не место, куда приходят помолиться, а нечто другое. Итак, что же такое церковь?

Церковь – это перевод греческого слова «экклесия», которое буквально означает «собрание». Это слово никогда не относилось к зданию, построенному из камня, кирпича или дерева. Новозаветная церковь — это собрание, образованное из людей, призванных из мира на основании их личных взаимоотношений с Иисусом Христом.

Одно из самых прямых и точных определений слова находится в начале Первого послания к Коринфянам: «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас» (1Кор. 1:2).

Апостол Павел пишет, что Церковь Божия – это собрание призванных Богом людей, которые освящены во Христе Иисусе и которые призывают имя Господа Иисуса Христа. То есть это собрание людей, призванных и освященных Богом, для которых Иисус Христос является Господом.

Интересно, что слово «церковь» встречается в Евангелии всего два раза, и каждый раз Его использует Сам Христос. Однако в первом случае, упомянутом в Евангелии от Матфея 16:18, Иисус говорил о так называемой вселенской церкви, а во втором (в Матфея 18:17) – о поместной.

Поместная церковь

Всякий человек, поверивший в искупительную жертву Иисуса Христа, прошедший через покаяние, крещение, получивший Духа Святого, возрождается вновь и становится членом вселенской церкви. При этом его обязанностью и правом является принадлежность к поместной церкви. Поместной церковью можно назвать любую христианскую общину в любом населенном пункте. Быть членом поместной общины необходимо для духовного совершенствования, взаимного делания добра друг другу, помощи, распространения Благой вести. Кроме того, христиане несут различные служения в церкви в зависимости от имеющихся у них талантов: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор. 12:28).

Ядром поместной церкви является так называемая малая группа или домашняя церковь. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20), – сказал Иисус Своим последователям, обещая поддерживать маленькие домашние собрания верующих. Именно в поместной церкви и в малой группе христиане тесно общаются, помогая друг другу возрастать в вере и приносить добрый плод для Царства Божьего. Их взаимоотношения напоминают семью, где есть старшие братья – пасторы, отвечающие за духовное состояние остальных членов, а есть новорожденные младенцы – недавно обращенные в веру. Все служение и общение в церкви сосредоточено вокруг личности Иисуса Христа и Его учения.

Верующие – члены одного Тела

В Библии есть несколько описаний Церкви, помогающих понять ее суть и функции в этом мире и в Божьем плане спасения людей. Например, Церковь в Писании называется Телом Иисуса Христа. То есть, Церковь – это не организация, а живой организм, главой которого является Иисус Христос: «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Ефес. 1:22-23).

Это значит, что Церковь неразрывно связана с Иисусом Христом и управляется Им так, как тело связано с головой и управляется ею. Также это значит, что Иисус достигает своих целей и делает свой труд в этом мире через свою Церковь. Церковь – это Тело Иисуса Христа, созданное Им для того, чтобы продолжать совершать Его дело на этой земле. Образно можно сказать, что Христос хочет ходить по этой земле нашими ногами, помогать людям нашими руками, говорить к людям нашими устами, выслушивать людей нашими ушами, смотреть на людей через наши глаза и любить их через наше сердце.

Церковь – это Невеста Иисуса Христа

Церковь также неоднократно описывается в Священном Писании как невеста Иисуса Христа и как обрученная Ему жена. Это указывает на особенность отношений между Христом и Его Церковью и на особую любовь, которую Он имеет к Своей Церкви. Это также указывает на огромное значение преданной верности Иисусу Христу, которую должен иметь каждый член Его Церкви. Невеста обычно одета в белое платье. Невеста Иисуса Христа также имеет свой наряд – виссон чистый и светлый, который есть праведность святых (Откр. 19:8). Слово «праведность» в данном тексте – это перевод греческого слова «дикайома», которое можно перевести как «праведные дела». Невеста Иисуса Христа получила праведность как дар от Бога, но она должна сохранять эту праведность, продолжая творить праведные дела (Рим.3:21-24, 5:17, 1Ин. 3:7-10, Откр. 22:11).

Церковь – семья Божья

В Новом Завете Церковь также уподобляется семье. Церковь – это Божья семья, где Бог является Отцом всех тех, кого Он родил Словом истины (Иак. 1:18). Один Отец делает всех верующих членами одной семьи – братьями и сестрами. Апостол Павел написал в Первом Послании к Тимофею такие слова:

«Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в Доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1Тим.3:14-15).

Церковь – это Божий Храм из людей

Церковь – это также святой Божий храм – люди, в которыхБог пребывает Своим Святым Духом:«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все ЗДАНИЕ, слагаясь стройно, возрастает в СВЯТОЙ ХРАМ В ГОСПОДЕ, на котором и вы устрояетесь в ЖИЛИЩЕ БОЖИЕ Духом» (Еф. 2:19-22).

Этот Божий храм состоит из «живых камней» – верующих, в которых пребывает Святой Дух Божий.

Церковь – это Божье стадо

Еще один образ Церкви – стадо Божье. Верующие люди, находящиеся в Церкви, являются овцами Божьего стада. А Иисус Христос – Пастырь этого стада (Иоан.10:15-16).

Все перечисленные образы отображают различные грани удивительного Божьего творения – Его Церкви. Конечно, Церковь как сообщество верующих во Христа бывших грешников далеко не идеальна, и в реальности не всегда соответствует своему идеальному образу. Однако Бог все равно смотрит на Церковь как на Свою Невесту, изливая благодать любви и прощения на Своих детей. Именно в Церкви совершается великий Божий план по спасению человечества, и только Церковь как Свою Невесту заберет на Небо Иисус Христос, когда второй раз придет на землю. Блаженный Августин, подтверждая эту евангельскую истину, сказал: «Без церкви нет спасения». Этим он призывал каждого человека верой принять жертву Иисуса Христа и стать частью Его святой Церкви.

Подготовила Татьяна Арчибасова

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!