Не судите

Все знают библейскую заповедь: «Не суди – и не судим будешь», но в то же время продолжают осуждать. А для некоторых «перемывание косточек» близким и далеким — образ жизни.

Человеческой природе свойственно осуждать. Когда видим, как кто-то делает что-либо неправильное в нашем представлении — торопимся его осудить. При этом не задумываемся о том, что заставило человека так сделать, не пытаемся оправдать его, а сразу критикуем, показывая тем самым, что сами-то мы – лучше! Не важно, какого рода осуждение — сбор сплетен о знакомых и коллегах, жалобы на правительство или привычные оценочные суждения о том, хороший человек или плохой. Результат один – мы нарушаем заповедь, данную Самим Богом.


Почему мы это делаем?

Гордыня
и чувство превосходства
Осуждение корнями уходит в человеческую гордыню. Богатые презирают бедных, бедные – богатых, успешные – ленивых. Можно даже гордиться своей моральной чистотой, считая себя лучше, достойнее других. В Евангелии от Луки приведен пример молитвы подобного «праведника»: «Господи, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди – пьяницы, мытари и грешники. Даю десятину, пощусь три раза в неделю и т.д.» Список своих достижений человек может перечислять долго, при этом забывая, что, осуждая другого и превозносясь над ним, он становится в глазах Бога таким же грешником.

Зависть
Еще одна из причин осуждения – зависть какому-то качеству или успеху другого. Человек сам бы хотел что-то иметь, но у него этого нет, а у приятеля все так легко получается. И тогда неудачливый начинает выискивать недостатки в своем более удачливом знакомом, злорадствует, если заметил его промах или узнал о его неудаче. Классический пример — бедные осуждают богатых: «Откуда у него столько денег?», «Такие деньги честно не заработаешь. Наворовал!»

Непонимание
Марк Гангор, известный американский проповедник, сказал однажды: «Осуждение — это когда вы не знаете, почему человек поступил так, как он поступил, но все равно пытаетесь приписать ему выдуманные вами же мотивы».
Да, действительно, мы часто критикуем кого-то из-за непонимания или отсутствия полной информации.
У англичан есть хорошая фраза: чтобы понять человека, надо обуться в его обувь и пройти его дорогой, перенося все тяготы и лишения, которые перенес он. Если бы мы реально могли так поступить хотя бы в одном-единственном случае, захотелось ли бы нам осуждать этого человека?
Слово Божье говорит: «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор.4:5).
Нежелание разбираться со своими проблемами
Куда проще осудить другого, чем разбираться с собственными недостатками. Кто постоянно судит о поступках людей, сам имеет внутренние проблемы, которые скрывает от себя.
Наверное, многие знают историю, которую хочу привести в качестве примера. Одна семья сменила жилье. И тут женщина стала замечать, что на их новом месте жительства соседка постоянно вывешивает постиранное белье, на котором грязные пятна. Женщина с удовольствием обратила на этот факт внимание своего мужа, говоря, что их соседка – неряха, что ее белье грязное, что соседка – плохая хозяйка, не в пример ей, у которой белье всегда чистое. Так продолжалось довольно долго, но в один прекрасный день женщина, выглянув в окно, увидела белье соседки, постиранное идеально, без пятен. Она крикнула своему мужу: «О, наконец-то! Иди скорей сюда и посмотри: соседка выстирала белье как полагается!» Но муж сказал своей жене: «Дорогая, это я сегодня рано утром тщательно вымыл наше собственное окно, через которое ты постоянно взирала на белье соседки».
Вот в этой истории вся наша суть: видя соринку в глазах других, не замечаем бревна в своих собственных очах. Потому и осуждаем, обзываем, добавляем еще черных красок к портрету оппонента.…Между тем эта черная краска делает совсем иное дело – пачкает наши души, замарывая их грехами, и все дальше отдаляет от Бога.


К чему приводит осуждение?

Осуждение, как всякий грех, производит разрыв в отношениях прежде всего с Богом, а потом – и с нашими ближними. В результате прекращается наш духовный рост, а друзья не хотят с нами общаться. Кроме того, неизменно срабатывает закон: каким судом судишь, таким и осудишься сам. Например, человек, успешный в своей профессии, постоянно критикует действия своих сотрудников. В итоге он однажды сам оказывается в ситуации, где вынужден подтверждать свой профессионализм. Теряет работу, семья остается без стабильного дохода. Только тогда бывший «босс» перестает лезть в чужие дела, потому что занялся своими.
Таким образом Бог заставляет человека задуматься о собственной душе, об отношениях с ближними.
В заключение хочется привести цитату из «Маленького принца» Экзюпери: «Суди сам себя. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». Христианство призывает нас именно к такой мудрости — научиться осуждать лишь собственные грехи, оставляя чужие ошибки праведному суду Божию.


Библия запрещает нам осуждать

«Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор.4:5).
«Итак, неизвинителен ты, всякий, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же» (Рим.2:1)
«Ибо что мне судить и внешних? Внешних же судит Бог» (1 Кор. 5:13).
«Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4).
«Не судите, да не судимы будете, 2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Мтф. 7:1).
«Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2:13).

Как побороть в себе
привычку осуждать?

. Не ставьте себя на место Бога! Судить дано право только Ему: «Един Законодатель и Судья, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак.4:12). Писание говорит, что осуждение – тяжкий грех.
. Помните, что обязательно сработает духовный закон – и вы сами пожнете горькую жатву. Будете осуждены не только Богом, но и людьми.
. Если появляется искушение осудить, попробуйте стать на место другого и попытайтесь его понять.
. Всегда старайтесь найти что-нибудь хорошее в человеке.
. Молитесь за человека, вызывающего в вас негативные чувства. Писание учит: «Если кто видит брата, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь» (1Иоан.5:16). Просите Бога помочь человеку избавиться от недостатков, а не критикуйте его.
. Учитесь обличать с любовью. Между осуждением и обличением есть огромная разница. Осуждение выносит жесткий приговор и не помогает человеку измениться. А обличение, истинное библейское обличение, всегда конструктивно. Оно не убивает человека морально, не загоняет его в тупик и не ожесточает. Обличение всегда показывает выход и дает надежду. «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца», – учит нас апостол Павел в Первом послании к Тимофею (1:5).
. Вспоминайте лучше о собственных недостатках, а не о чужих. «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно» (1Тим.4:16), – призывает нас Писание. Если мы почаще будем заглядывать в свое сердце и каяться, то у нас не останется времени разбираться с чужими грехами.


Не спешите

Никогда никого не спешите клеймить.
Ярлыки не спешите на ближних лепить.
Не спешите каменья с земли собирать
Лишь затем, чтобы в спину кому-то швырять.
Препинания знак после слова «казнить»
Не спешите поставить. Не рвите ту нить,
Что способна, как нить Ариадны, спасти,
И не дать заблудиться кому-то в пути.
Помогите тому, кто, споткнувшись, упал —
Не спешите приблизить печальный финал.
Не секите в запарке повинных голов.
Справедлив, правосуден — не значит суров.
Вы спешите на помощь тому, кто упал,
Кто ошибся — и сник, и в пути заплутал.
Помогите подняться, поверить в себя.
Поспешите понять и простить. Лишь любя,
Лишь прощая, мы сможем кому-то помочь
Лучше стать и сильней, и себя превозмочь.
А добить, заклеймить — много ль надо ума?
Так в душе незаметно поселится тьма...…
© Арина Забавина
Татьяна Арчибасова
Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!