​Авторы ЕвангелийМатфей и Марк

Новый Завет иначе называют Евангелием. Слово «Евангелие» значит «Благая Весть». Что включает в себя эта весть? Во-первых, что Бог воплотился и явил Себя в Иисусе Христе. Во-вторых, что Он принес Себя в жертву для прощения грехов, воскрес для нашего оправдания и дал нам возможность жить праведной жизнью. Записали эту Благую весть еванеглисты, и сегодня мы расскажем о двух из них – Матфее и Марке.

Четыре Книги

Новый Завет включает в себя четыре книги: Евангелие от Матфея, от Марка, Луки и Иоанна.

Первые три Евангелия принято называть синоптимческими («согласно видящими» – др.гр.) По своему содержанию тексты этих книг во многом пересекаются и повторяют друг друга. Четвертое Евангелие от Иоанна отличается по стилю и содержанию от синоптических. Наряду с изложением событий Иоанн дает еще их теологическое обоснование.

Только Евангелия от Матфея и Иоанна написаны учениками Христа. Марк был учеником апостола Петра, а Лука – апостола Павла.

Все четыре евангелиста раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Христа. В соответствии с их различным подходом древняя христианская традиция присвоила всем авторам Нового Завета свои символы.

Так, при евангелисте Матфее обычно изображается Ангел как символ мессианского посланничества Сына Божьего, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.

Кто такой Матфей?

Первое Евангелие написал Матфей. Имя Матфей – переводится как «дар Божий». Но так Матфея назвали позже, после его встречи с Иисусом. А изначально автор Евангелия носил имя Левий, сын Алфея. Возможно, новое имя Левию дал Сам Господь, когда Левий последовал за Ним. Ведь перемена имени означала изменение сущности человека.

О личности Матфея мы узнаем из самих Евангелий. В них говорится, что Левий Матфей был мытарем, то есть сборщиком пошлин. Интересно, что слово «мытарство» на русском языке означает мучение, страдание. На первый взгляд, для подобного рода деятельности не очень подходящее название, ведь мытари были далеко не бедными людьми. Они собирали налоги с евреев для римлян, захвативших Израиль. Мытари брали больше, чем были должны, фактически наживаясь на своих согражданах. Понятно, что сборщики налогов глубоко презирались иудеями. К ним относились, как к врагам народа.

Матфей проявил большое смирение, честно назвав себя «мытарем» в своем Евангелии.

Евангелие от Марка (2:14) и Евангелие от Луки сообщают о призвании Левия Матфея: «После сего (Иисус) вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив все, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в своем доме большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними» (Лук. 5:27-29).

Мы видим, как быстро отреагировал Левий на простой призыв Христа. Преуспевающему сборщику пошлин пришлось многим пожертвовать, оставить буквально все: бизнес, хороший доход, связи.…

Далее Матфей вместе с двенадцатью апостолами сопровождал Христа по всей Палестине. Верный спутник Спасителя стал свидетелем учения о Царстве Божьем и очевидцем чудес. В день Пятидесятницы, исполнившись вместе с другими апостолами Святого Духа, Матфей был послан проповедовать Благую Весть соотечественникам-иудеям.

О дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где оказался замучен около 60-го года. По другим, он был казнен за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис.

Время написания

Матфей составил свою книгу через 20-25 лет после евангельских событий (50-55 гг.) и стал первым, кто описал жизнь Мессии.

По другой версии, первым написал Евангелие Марк, а остальные использовали его текст.

Однако епископ Папий Иерапольский, раннехристианский писатель, живший в начале второго века (ок. 70 — 155 г.г.), утверждал, что именно Матфей первым записал высказывания Иисуса («логии»). Если так, то Марк и Лука впоследствии воспользовались материалами Матфея.

Как бы то ни было, мы, христиане, верим, что в написании всех четырех Евангелий участвовал Святой Дух: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим.3:16).

Евангелист Марк

Марк – автор следующего Евангелия. Второе имя его Иоанн. Новый Завет дает совсем мало сведений об этом евангелисте. Скорее всего, это был молодой человек из состоятельной иерусалимской семьи. Вероятно, образованный и хорошо владеющий – хотя этого мы не знаем достоверно – греческим и латинским языками. В доме его матери Марии нашел приют Иисус со своей галилейской группой учеников. Там же состоялась так называемая последняя вечеря Христа.

Некоторые исследователи Библии считают, что Иоанн-Марк имел в виду себя, вставляя в трагическую историю на горе Елеонской рассказ о таинственном, мужественном юноше. Этот юноша не бросил плененного Иисуса, подобно Его ближайшим ученикам, бежавшим в страхе. Он, рискуя собой, продолжал следовать за Учителем. Когда юношу тоже хотели схватить, тот спасся, оставив в руках у палачей синедриона покрывало, в которое был завернут. И нагой скрылся во мраке Гефсиманского сада.

Скорее всего, Марк неоднократно встречался с Иисусом и был очевидцем ряда событий, происшедших в последние дни Его жизни. Может быть, он присутствовал на последней пасхальной вечере Христа (Мк.14:19). Есть также некоторые признаки того, что сам евангелист присутствовал при некоторых других событиях из жизни Христа, им описываемых (Мк.3:8,22; Мк.11:16).

Характерную подробность о Марке мы узнаем из Деяний апостолов. Там сказано, что он был близким родственником Варнавы. Того самого эллиниста с Кипра, который вместе с апостолом Павлом совершил несколько миссионерских путешествий. Наверное, это родство и стало причиной того, что Иоанн-Марк сопровождал их в путешествии на Кипр и в Малую Азию. Путешествие, однако, закончилось разладом между путниками. В Памфилии Марк поссорился с Павлом, внезапно прервал путешествие и вернулся в Иерусалим.

Когда в Антиохии родился план нового миссионерского путешествия и Варнава снова хотел взять с собой своего родственника Марка, Павел, памятуя неприятный эпизод в Памфилии, не согласился. Тогда Павел отправился в странствие с другим спутником, а Варнава с Марком поплыли на Кипр, в свой родной дом.

В доме Марии, матери Иоанна-Марка, бывал, конечно, и апостол Петр. Из Деяний апостолов (12:12-17) ясно следует, что Петр был там желанным гостем. Именно в дом Марии отправился Петр, когда его освободил из темницы ангел Божий. Ученики Иисуса и мать Марка встретили Апостола с удивлением и радостью.

Десять с лишним лет спустя, во время правления Нерона (54-68), Петр и Марк снова встретились в Риме, где уже существовала многочисленная христианская церковь. Разумеется, они с легкостью возобновили прежнее знакомство иерусалимских времен.

В Первом послании Петр называет Марка своим сыном, а из содержания следует, что они вместе пребывают в Риме (1Пет. 5:13).

Петр не знал другого языка, кроме арамейского, и Марк, говоривший по-гречески и по-латински, возможно, предложил ему свои услуги в качестве переводчика. Плодом этого сотрудничества явилось Евангелие, которое Марк написал со слов Петра.

У раннего христианского писателя епископа Иерапольского Папия есть свидетельство, подтверждающее авторство Марка: «Марк, истолкователь Петра, с точностью записал, сколько запомнил, то, чему учил и что творил Господь, хотя и не по порядку, ибо сам он не слушал Господа и не сопутствовал Ему. Впоследствии, правда, он был, как я сказал, с Петром, но Петр излагал учение с целью удовлетворить нуждам слушателей, а не с тем, чтобы беседы Господни передавать по порядку. Поэтому Марк нисколько не погрешил, описывая некоторые события так, как припоминал их. Он заботился только о том, как бы не пропустить чего-нибудь из слышанного или не переиначить» (Церковная история III, 39).

Исследователи расходятся также в определении даты создания Евангелия от Марка. Однако большинство считает, что оно было написано в период между 50 и 70 годами.

Евангелие от Марка самое короткое в Новом завете. Жизнь Иисуса Христа от крещения до Голгофы и воскресения изображена в нем очень динамично и как бы с большими сокращениями. Такой стиль написания помогает передать драматизм событий и их всеобъемлющую символику.

Между тем, главной для Марка была его пастырская задача. Как добрый пастырь автор написал Евангелие так, чтобы направить жизнь читателей. И он достиг поставленной цели через воссозданные им образы Иисуса и Его двенадцати учеников. С которыми, как надеялся, его читатели захотят отождествить себя.

Он показал, что Иисус Христос является Мессией, потому что есть Сын Божий, но одновременно – и страдающий Сын Человеческий. И мученическая смерть Его в качестве такового соответствовала Божьему плану искупления человеческого рода.

Именно в свете всего этого евангелист показал, как заботился Иисус о Своих учениках и старался донести до них сущность их ученичества в контексте Его смерти и воскресения. Проходят века, но все, кто следуют за Иисусом, неизменно нуждаются в такого рода заботе и наставлениях.

Подготовила

Татьяна Арчибасова 

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!