​Притча о талантах (Мф.25:14-30)

Более двух тысяч лет назад многие учителя, философы иллюстрировали ту или иную истину, используя притчи. То есть рассказывали ее косвенно, через истории, которые имели жизненную основу. Такие истории оставались надолго в памяти людей и передавались из поколения в поколение.

Иисус Христос часто говорил притчами, беря за основу примеры из жизни, с целью быть понятым как неграмотными людьми, так и фарисеями. Притчи, рассказанные Иисусом Христом, вечны. А духовные принципы, лежащие в их основе, и выводы из них неизменны и нужны всем поколениям.

«Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и том, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»

Историческая справка о времени написания Притчи о талантах

В Иудее нередко богатые землевладельцы, уезжая надолго, свои имения оставляли под присмотром опытных управляющих, доверяли им вести свое хозяйство, контролировать расходы и доходы, преумножать прибыль. Управляющими могли быть и рабы. Они не имели права пускать на самотек доверенное им состояние или дело и должны были умножать богатство.

Можно было, например, ссудить деньги меновщикам и потом получать свои проценты от прибыли. Давать взаймы с процентами в те времена было выгодно, так как проценты начислялись большие (до 50%). Дача денег взаймы под проценты в рост противоречила еврейскому закону (Исх. 22:25, Лев. 25:36,37, Втор. 23:19,20), но на язычников это не распространялось, так как они не подчинялись религиозным иудейским законам. Поэтому иудеи привлекали для совершения денежных операций людей другой национальности и вероисповедания.

В принципе удвоить капитал было делом посильным для обученного человека.

Историческая справка о денежных единицах и весах времен написания Библии

(Александр Лопухин «Библейская история Нового
и Ветхого Завета», М. 2008 г.)

1. Вес

Единицей библейского веса считался сикль – единица веса, равная примерно 12г. Употреблялась для взвешивания серебра. Сикль делился на две беки, или полусикля (Исх. 30:13; Числ. 27:16), а впоследствии – на трети (Неем. 10:32) и на четверти (1Царств 9:8). Кроме этого была мина, состоявшая из 60 сиклей. 60 мин составляли талант – высшую единицу веса (Исх. 28:24,26). В таланте было 3600 сиклей – приблизительно 43,2 кг серебра.

2. Деньги

Денег в смысле чеканных монет у израильтян не было до времен царствования Маккавеев. Процесс купли-продажи происходил через обмен предметами, домашними животными. Стоимость вещи определялась количеством телят, овец. Куски серебра, золота в виде слитков, фигур, колец имели вес. Если кусок драгоценного металла весил талант, мину, или сикль, то он так и назывался. Перевод библейской денежной системы на эквивалент современных денежных единиц сложен и представляет собой предмет отдельного исследования.

Интерпретация притчи

Жизнь человека на земле коротка, а дары, таланты, умения, которые тот получил от Господа, должны быть реализованы. Таланты и дары могут быть как материальными, так и духовными. Причем каждому дается талант по его силам (врожденным качествам).

Ни от кого не потребуется больше того, на что он способен. Но за то, что нам дано, с нас спросится.

В притче о талантах человек, который отправляется в другую страну и оставляет рабов, является прообразом Бога. Он дает рабам, то есть людям, свободу воли, то есть свободу распоряжаться дарами и талантами. Причем на земле нет таких людей, у которых не было бы ни единого таланта.

Поэтому не нужно оглядываться по сторонам, смотреть на других и жалеть себя, что у тебя якобы нет талантов. Нужно действовать, не лениться – приумножать то, что дано.

А что делают многие? Вместо того, чтобы употребить свои таланты, использовать их, хоть с риском, переступая через «не могу» и «не хочу», некоторые, как лукавый и ленивый раб, не используют талант для служения Богу, блага людей, и не употребляют его даже для себя.

Ленивый раб из притчи сам закопал свой талант в землю, но обвинил при этом Бога: «Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал». В основе этих слов лежит неправильное понимание Бога.

И этот раб не одинок в своем представлении. Очень много людей возлагают на Господа вину за свои грехи, несчастья, неудачи, не понимая, что сами должны трудиться и над своим характером, и над искоренением вредных привычек.

Свою лень, трусость, лукавство можно также «свалить на дьявола» и жить с психологией раба. Но это не приводит ни к чему хорошему – «а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» Тьма кромешная – это ад.

В притче талант – это деньги, но духовные дары – тоже талант. Какие-либо умения, навыки и прочие дары – это тоже таланты, данные Богом.

Люди смелые охотно идут на риск, умножая свои таланты. В таких людях нет боязливой нерешительности. А те, кто прячет таланты, не исполняют Божьей воли: «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4:17).

Конечно, вера приведет в Царство Небесное, но при этом Библия говорит: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2:26).

Не бойтесь разумно использовать то, что дал Господь. И имейте только один страх: страх Господень, который есть начало мудрости.

Река жизни течет, время проходит быстро. Никто не сможет прожить жизнь заново, поэтому надо использовать свой талант от Бога, проявлять мудрость в распоряжении им и служить Господу и людям.

Подготовил Александр Ланской

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!