​Любовь выше справедливости

Люди весьма болезненно реагируют на малейшую несправедливость по отношению к себе. Некоторые оскорбленные судятся, чтобы добиться правды. А если в судах не могут получить желаемого результата, иногда вершат самосуд. Бывает, организовываются целые группировки с целью борьбы за справедливость, но в результате это все лишь умножает зло на земле. Возникает вопрос – а нужно ли вообще бороться за справедливость?

Справедливость – одна из христианских добродетелей. Но не она является конечной целью Господа. Если бы Бог видел конечной целью лишь справедливость, Он не отдал бы Своего Сына на крест и не искал бы пути спасения провинившихся людей от Своего же справедливого суда! И тогда каждый из нас оказался бы виновным пред лицом святого Бога. У нас не было бы никаких шансов избежать наказания, потому что у справедливости нет права миловать, снисходить, прощать.

Природа зла в человеческом сердце

Главная проблема, с которой сталкивается святой Бог и грешный человек, – это природа зла. Какие бы законы ни создавались людьми, эти законы оказываются не способными ограничить распространение зла, берущего начало в человеческом сердце. Апостол Павел пишет, что даже самый совершенный, Божий, закон был ослаблен человеческой плотью, в которой царствует грех. И с этим ничего невозможно сделать. Разве что изменить сердце, превратив его из каменного в плотяное – мягкое, любящее. Но это способна сделать только благодать, дарованная нам через Иисуса Христа.

Любовь – совокупность совершенства

Закон еще никому не помог дойти до совершенства. Даже человек, справедливо и законно осужденный за преступление и отбывающий наказание в тюрьме, от этого не становится лучше. Изменить его сможет только Божья любовь, которая является совокупностью совершенства.

Аврелий Августин дерзнул произнести такие слова: «Люби Бога – и делай все, что хочешь». Он сказал так потому, что любовь не причиняет ближнему зла. Все заповеди сосредоточены в одном повелении – люби Бога и ближнего. Это наивысшая заповедь, которую оставил Господь людям.

Силовые методы

Однако, к сожалению, совсем немногие понимают это. Оттого в мире столько зла, которое государствам приходится сдерживать с помощью силовых структур. Президенты накапливают военную мощь, для того чтобы обезопасить свои государства, чтобы граждане спокойно спали, зная, что надежно защищены.

Особенно показательны в этом отношении 90-е годы. Когда мировые лидеры спохватились и поняли, какое огромное количество ядерного оружия накоплено на земле, то в 1996 году собрали конференцию ООН. На ней 158 мировых лидеров проголосовали за срочное разоружение. Только три человека были против, и пятеро воздержались.

Справедливых войн
не бывает

Если говорить о войнах, то существует так называемая доктрина справедливой войны, объясняющая, как вести себя в случае военного конфликта. Она включает в себя два принципиальных условия – соразмерность и избирательность.

Соразмерность означает, что мера силы, которую я применяю в борьбе с врагом, не должна нанести больше вреда моему врагу, чем он может причинить мне.

Избирательность значит, что война, которую я веду против моего врага, должна быть направлена исключительно против солдат и военных объектов. Ни в коем случае я не имею права убивать мирное население на вражеской территории.

Но, как показывает история, таких «правильных» войн не существует, потому что, «на войне все средства хороши”» и находясь в состоянии мести, никто никому не уступает и ни с кем не считается, сметая все на своем пути.

Неоправданная месть

Приведу пример из Библии. Он описан в книге Бытие, 33 главе.

Сыновья Иакова работали в поле, а когда пришли домой, то узнали о том, что их родную сестру Дину изнасиловал Сихем, сын князя той земли. Два брата Дины, Симеон и Левий, отомстили за честь своей сестры – вырезали всех мужчин того города и разграбили их имущество. Таким образом братья оскорбленной девушки решили преподать окрестным народам урок, который раз и навсегда запомнят все.

Но ущерб, который причинил Сихем, изнасиловав их сестру, в сотни раз был меньше, чем вред, нанесенный Симеоном и Левием этому племени. Потому патриарх Иаков сказал в адрес своих сыновей: «проклят гнев их, ибо жесток» (Быт. 49:7).

Не мстите за себя

В Послании к Римлянам 12:19 апостол Павел пишет: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19,20).

Даже если у вас есть возможность отомстить, не торопитесь, не опережайте Бога. Бог – Судья праведный, и у Него немало способов за вас заступиться. Но Бог даст еще много шансов обидевшему вас человеку, дабы тот сам мог осознать свою вину.

Разный взгляд на суд и справедливость

Необходимо еще учитывать и тот факт, что Бог и человек по-разному воспринимают справедливость. Когда-то Авраам просил Бога помиловать Содом и Гоморру (города, которые Господь решил стереть с лица земли по причине сильной их развращенности), считая, что несправедливо губить города. Но Авраам, рассуждая о справедливости, исходил скорее из родственных интересов, потому что в Содоме жил его племянник Лот. Патриарх не знал, что на самом деле происходит в этих городах и сколько воплей доходит до Бога от обиженных людей. Поэтому суд Авраама был субъективным, на фоне совершенного суда Божьего.

Апостол Павел писал о себе: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1Кор. 4:3-4). Этот текст передан в одном из английских переводов таким образом: «Хотя моя совесть чиста, но я не считаю себя полностью невиновным. Судья же мне Господь». Апостол Павел не доверял даже своему собственному суду, потому что человек всегда найдет десятки и сотни причин, чтобы себя оправдать. Только Божий суд совершен!

Эпоха благодати

Всем нам нужно иметь страх Божий и понимать сердце Бога. А его сущность отражена в Нагорной проповеди Иисуса Христа, где говорится: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:43-48).

Эти слова вовсе не говорят о том, что Бог отказался от справедливости. Но свидетельствуют, что Бог Сына Своего Иисуса Христа послал в мир не для того, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него.

Сейчас эпоха благодати, а не суда. Потому все мы должны указывать людям на голгофский крест, к которому может прийти любой и избавиться от грехов, обрести спасение и перейти из смерти в жизнь. И Бог поступит с этими людьми не по справедливости, а по милости, взирая на жертву умилостивления, принесенную Иисусом Христом.

Свет миру

Бог рассчитывает на Свою Церковь, на христиан, способных полагаться на Него и не мстить за себя. Он надеется, что хотя бы рожденные свыше люди не будут судиться по мелочам и добиваться справедливости любой ценой.

Давайте станем молиться о том, чтобы в моменты ответственных решений мы не подвели и не унизили Бога своей мелочностью или мстительностью. Чтобы всегда помнили, что:

«Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» (Пр. 10:12)

«Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2:13)

Александр Шевченко,
пастор церкви «Дом хлеба»

Подготовила к публикации Елена Рыч

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!