​Что посеешь – то и пожнешь

Многим известна поговорка «что посеешь, то и пожнешь», а также ее производные: «посеешь привычку – пожнешь характер», «посеешь характер – пожнешь судьбу». Однако не все знают исторические корни этого изречения и глубинный смысл процесса сеяния и жатвы.

Оказывается, источником этого крылатого выражения является Библия. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет...» – написано в 6 главе Послания к Галатам.

Законы
устанавливает Бог

Автор послания к Галатам апостол Павел предупреждает нас: не обманывайтесь! То есть, не обольщайтесь мыслью, будто в жизни нет воздаяния человеку за его поступки и дела. Бог не человек: если Он установил на земле определенные законы, то они неизменны и непреходящи.

Возьмем, к примеру, всем известный закон земного тяготения. Живая и неживая природа находится под воздействием гравитации. Люди, животные, растения, минералы – все подчинено этому закону от начала творения и до сего момента.

Закон сеяния и жатвы также установил Творец. В Библии говорится: «Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8:22). И Бог стоит за Своим словом: никто не может поменять местами зиму и лето или изменить причинно-следственную связь при посевах и жатвах.

Принципы закона

Рассмотрим принципы, на которых построен этот закон.

Первый из принципов говорит: «Что человек посеет, то и пожнет». Не правда ли, сеятель знает, что если посеял на поле пшеницу, то вырастет пшеница, а не что-либо другое. Ибо все произрастает по роду своему.

С этим принципом встречаемся уже в первой главе Книги Бытия: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:11,12).

Второй принцип, на котором стоит этот закон, – мы жнем там же, где и сеем. Если сеем на поле, то и получим плод с этого поля. Это принцип направления.

Третий принцип – принцип времени. Между сеянием и жатвой должно пройти время. Апостол Иаков говорит: «Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (Иак. 5:7).

Четвертый принцип – принцип умножения, возрастания. Земледелец ожидает пожать больше, чем сеял. Например, из одного зернышка вырастает целый колос, а из единственной картофелины – до килограмма урожая.

И последний, пятый, принцип – принцип изменения. Мы сеем голое зерно, произрастает же растение другой формы. Все изменяется, преображается.

Закон нелицеприятен и неизменен

Те же самые законы действуют и во всех сферах человеческой жизни: духовной, душевной, физической, моральной, материальной. Они работают всегда, даже если мы их не замечаем. Человеку свойственно игнорировать Божьи законы, именно поэтому Писание предупреждает: «Не обманывайтесь!»

Божьи законы справедливы, беспристрастны и объективны, поэтому мы должны относиться к ним с уважением и почтением. Пренебрегая законами, мы пренебрегаем Законодателем. Закон – это установленные принципы, закон – это власть и сила. Он благословляет, когда человек находится в гармонии с ним. Когда же мы закон нарушаем, в нем открывается разрушительная и наказующая сила.

Как проявляется закон в жизни?

Мудрые люди говорили: «Посеешь поступок – пожнешь привычку. Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу». Действительно, ежедневные поступки входят в привычку. А если то, что делаем, привычно для нас, то это становится неотъемлемой частью нашей сущности.

Мы всегда что-либо сеем с самого утра, как только просыпаемся, и до вечера. Сеем словами, делами, мыслями, чувствами, желаниями, сеем в себя и в окружающих. Мы делаем что-то и получаем результат. Сеять – значит что-либо делать, а результат – это жатва; поступок – сеяние, воздаяние – жатва; преступление – сеяние, суд – жатва; грех – сеяние, смерть – жатва.

Сеяние – это бумеранг, заброшенный в цель и возвращающийся к нам же через какое-то время. Большинство событий жизни, — это жатва того, что мы однажды посеяли. Порой бывают случаи, когда говорим: «Господи, я не понимаю, почему со мной сейчас это происходит?» Ответ прост: однажды было посеяно, прошло время, плод умножился и вырос в нашей жизни. Что человек посеет, то и пожнет. Сколько бы ни посеял, пожнет еще больше. Куда посеет, оттуда и пожнет. Худую жатву мы не хотим видеть, но она приходит. Таков закон сеяния и жатвы.

Всем хочется пожинать хорошие плоды, например, иметь верных друзей, доброе расположение окружающих. В таком случае Библия говорит: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным» (Прит. 18:24). Чтобы иметь хорошую жатву, нужно сеять хорошее.

Когда сеем слова благословения, то возникают два результата. Во-первых, благословляется тот, кому мы их говорим. Во-вторых, благословляемся мы. Если же произносим слова проклятья, разрушения, то «разрушаем» и проклинаем себя. Библия учит не воздавать злом за зло и ругательством на ругательство. Напротив, Христос побуждает: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф. 5:44). Для благословений есть причины: «...благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1Пет. 3:9).

В Евангелии от Матфея написано: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф. 7:1). Другими словами: не сажайте никого на скамью подсудимых, ибо настанет время – и вас посадят туда.

Если чувствуете, что вас осуждают, то, скорее всего, вы сами недавно посадили кого-то на «скамью подсудимых». И еще знайте, ваши судьи скоро будут сидеть на вашем месте. Каким судом судим, таким и сами будем судимы. «Ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13). Если сейчас в вашем сознании кто-то уже «сидит» на скамье подсудимых, хочу сказать: остановитесь! Господь запрещает.

Бог дает человеку право сеять то, что тот хочет. В книге Екклесиаста (Еккл. 11:9) читаем: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд». Соломон в Библии предупреждает, что человек может делать все, что угодно, но должен не забывать одну истину: «За все это Бог приведет его на суд». Все будет оценено, даже наши слова и мотивы. За каждое посеянное «гнилое» слово дадим отчет в день суда; за каждое доброе будем благословляемы и вознаграждены.

Ответственность человека пред Богом за свои поступки, добрые ли, злые ли, неизбежна, как неизбежна смерть. Что посеешь, то и пожнешь...

Закон «сеяния и жатвы» равно действует в жизни как верующего человека, так и самого фанатичного атеиста – у Бога нет лицеприятия. Он судит беспристрастно, согласно Своему нравственному закону. И каждому надлежит в свое время дать отчет пред Богом за прожитую жизнь.

Светлана Писарева.


Использованы материалы
из проповеди С. Витюкова.

Однажды женщине приснилось, что за прилавком магазина, в который она попала, стоял Господь.

– Господи! Это Ты?! – воскликнула та радостно.

– Да, это Я, – ответил Господь.

– А что я могу приобрести у Тебя? – спросила женщина.

– У меня продается все, – прозвучал ответ.

– В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.

Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.

– И это все?! – разочарованно воскликнула женщина.

– Это все, – ответил Господь, – Разве ты не знала, что в моем магазине продаются лишь семена?

Если вы сеете ложь, то пожнете недоверие.

Если вы сеете эгоизм, то пожнете одиночество.

Если вы сеете гордость, пожнете унижение.

Если вы сеете зависть, то пожнете проблемы.

Если вы сеете лень, то пожнете застой.

Если вы сеете жадность, то пожнете потери.

Если вы сеете сплетни, то приобретете врагов.

Если вы сеете грех, то пожнете чувство вины.

Но если вы сеете честность, то вырастает доверие.

Если вы сеете добро, то приобретете друзей.

Если вы сеете смирение, то пожнете величие.

Если вы сеете настойчивость, то пожинаете победу.

Если вы сеете размышления, то пожнете гармонию.

Если вы сеете тяжелую работу, то пожнете успех.

Если вы сеете прощение, то пожнете примирение.

Если вы сеете терпение, то пожнете улучшение.

Если вы сеете веру, то пожнете чудо.

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!