Нет права на неправду

Когда мы говорим слово «правда», то подразумеваем точное соответствие между своим внутренним миром и выражением этого внутреннего мира. И всякое отклонение от этого внутреннего содержания есть неправда.

Правда и только правда

Вы можете называть ложь толерантностью, воспитанностью, этикетом, даже мудростью или логикой. Вы можете пытаться объяснять необходимость лжи такого рода. Но если являетесь христианином, то подобной лжи не должно присутствовать в вашей жизни.

Христос никогда не позволял Себе думать одно, говорить другое и делать третье. Он отражал характер Небесного Отца, об Иисусе сказано: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие» (Евр. 1:9).

В противовес этому о дьяволе сказано, что он – отец лжи. И о тех, кто лжет, написано следующее: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он …не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан. 8:44).

Предпосылки ко лжи

— Предвзятость или лицеприятие

Люди предвзято относятся друг ко другу, к другим нациям, конфессиям, сословиям, потому позволяют себе злословить и лгать. Но в Библии сказано: «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34-36).

— Корысть, расчет

Из корысти или расчета обманывают друзей, партнеров по бизнесу и даже любимых.

Многие публичные люди, певцы, артисты и иногда проповедники прибегают ко лжи, чтобы просто понравиться публике. Они завоевывают авторитет, но ненадолго. Это дешевая известность, потому что рано или поздно все тайное становится явным.

— Малодушие

Когда человек чего-то боится, он тоже начинает изворачиваться и лгать. Это еще называется малодушием. В предпоследней главе книги Откровения Господь сказал: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных,…и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 21:7,8).

А пророка Иеремию Господь предупредил: «А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их» (Иер. 1:17).

— Лесть

Нередко люди льстят, говорят хвалебные, возвышенные речи вместо правды. Библия таких называет велеречивыми. «Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый» (Пс. 11:4).

И, согласитесь, порой мы больше верим человеку, который говорит резко, но зато правду, чем тому, кто поет красиво, а «за пазухой держит камень».

Честный и нечестный бизнес

Все имеют право на ошибку, но не имеют права на ложь.

Объясню это на примере работы успешно развивающейся коммерческой компании. В такую фирму люди инвестируют финансы в надежде получить свои дивиденды в будущем. Если неожиданно в подобной компании происходит финансовый сбой, то честный руководитель не станет лукавить и скрывать этого от своих вкладчиков. Чтобы те имели возможность объективно оценивать положение вещей и при желании забрать свои деньги. При таком раскладе фирма, скорее всего, понесет убытки. Даже может быть признана банкротом, но хозяина за это судить не станут.

Если же глава компании изначально знает, что бизнес убыточный, и все равно берет вклады или при кризисе старается сохранять видимость успеха, то, конечно, пострадают прежде всего вкладчики. Но при этом и хозяина будут судить не за то, что компания обанкротилась, а за преднамеренную ложь.

Повторюсь: люди имеют право на ошибку, но не имеют права на ложь.

Важнее всего
– чистая совесть

Немного сложнее когда что-то происходит в личной жизни. У каждого из нас случаются вещи, за которые стыдно. В такие минуты наш первый импульс – сохранить репутацию. Мы будем «держать осанку» до последнего, чтобы никто ни о чем не догадался.

Но с того самого момента, когда начинаем скрывать обнаруженный порок, – стартует наше падение. Мы закладываем бомбу замедленного действия, которая в любом случае когда-нибудь взорвется: через месяц, через год или позже. Тогда восстановить доброе имя будет очень сложно.

«Человек никогда не добьется успеха, если он прячет свои грехи, но если о своих грехах он говорит открыто и признается, что был неправ, то Бог и люди будут к такому милосердны» (Современный перевод, Пр. 28:13)

И, поверьте, после подобного признания люди не перестанут нас уважать, даже наоборот, еще больше начнут нам доверять.

Ложь возвращается

Еще одна иллюстрация различия между ошибкой и ложью – история Иакова. Первой его ошибкой, когда он выманил у брата первородство, была подлость, но не ложь.

Иаков воспользовался тем, что его брат-близнец, Исав, который родился первым, сильно проголодался, и предложил ему сделку – продать первородство за чечевичную похлебку. Иаков понимал ценность первородства, ведь на первородство распространялось основное благословение отца. Потому и пошел на столь подлый поступок. Да, он был жесток по отношению к брату, но при этом и честен.

Но далее, идя к заветному благословению, Иаков зашел слишком далеко: обманул и брата, и отца. Иаков, воспользовавшись слепотой отца, надел на свои руки овечью шкуру, чтобы прикинуться братом Исавом, который был человеком волосатым.

Да, Иаков получил благословение отца, но потом оказался наказан. Его неправда настигла его, когда решил жениться на любимой девушке Рахили. Отработав за нее у дяди, Лавана, 7 лет, он утром после первой брачной ночи обнаружил, что спал с ее старшей сестрой, Лией. Оказывается, в той деревне был негласный закон – первой выдавать замуж старшую дочь. И Иакову пришлось отпахать еще семь лет у Лавана, чтобы наконец жениться на Рахили.

Вот так его неправда вернулась к нему спустя годы.

Быть искренним перед Богом

В 16 псалме Давид записал удивительные слова: «Услышь, Господи, правду мою, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых. От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту. Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои» (Пс. 16:1-3).

Оказывается, человек способен быть лживым даже во время молитвы. Молясь, он может оправдывать себя, винить других, забывая, что Бог – сердцеведец и знает все.

Давид был абсолютно честен перед Господом в своих молитвах. Его слова соответствовали не только поступкам, но и мыслям. Мало того, Давид просил, чтобы его судил Сам Бог, а не люди.

Бояться Господа,
а не людей

Противоположность Давиду – царь Саул, которому важнее было мнение людей. Когда пророк Самуил обличил царя Саула и вынес вердикт о том, что Бог разочарован в Сауле и потому лишил его царства, Саул схватил пророка за край одежды и просил только об одном: «Почти меня перед народом». Царю Саулу важнее было получить уважение людей, нежели Бога.

А теперь давайте посмотрим, как вел себя Давид, когда его так же обличил пророк Божий за совершенный грех прелюбодеяния и за косвенное убийство Урии. Когда Давид услышал слова пророка, обличающего его во грехах, Давид не стал оправдываться или скрываться от людей. Он оделся во вретище и семь дней лежал на полу в сокрушении сердца. И единственной его просьбой к Богу была молитва: «Духа Твоего не отними от меня». Отношения с Богом для Давида были значительно важнее, чем мнение людей.

Являться цельной натурой

Никто из нас не застрахован от лукавых, греховных мыслей. Кто-то умеет быстро их пресечь, а у кого-то они успевают пустить метастазы. При этом у нас нет права на хорошие слова при плохих мыслях. Именно за подобное поведение Иисус Христос обличал фарисеев: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матф. 23:25-28). Или в другом месте «как вы можете говорить доброе, будучи злы» (Мтф. 12:34).

Апостол Иаков называет язык «прикрасой неправды». Он пишет: «И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3:6). И далее: «А язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3:8-12).

Если человек цельный, то он не будет способен лгать прежде всего самому себе. Он из доброго сокровища сердца своего вынесет доброе, потому что у него другого и нет. Если личность цельная, то она называет вещи своими именами, ничего не приукрашивая, не преувеличивая и не убавляя.

***

Дорогие друзья! Мир все ближе и ближе подходит к тому моменту, когда Церковь будет взята с земли. Важно хранить свое сердце от всего, что может отделить нас от Христа в самый решающий момент, в день Второго Пришествия Христа.

Александр Шевченко,
пастор церкви «Дом хлеба»

Подготовила к публикации Елена Рыч

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!