​Как появились рождественские символы и традиции

Рождество, пожалуй, можно смело назвать самым распространенным культурным праздником в мире. Вариантов празднования столько, сколько существует языков и народов. Один из старейших праздников повсеместно ждут с нетерпением и готовятся к нему загодя.

Позвольте рассказать вам о некоторых рождественских традициях.

Рождественские елки

Традиция устанавливать в доме вечнозеленое дерево зародилась в Германии в 16-го веке. Ранние рождественские деревья называли «райскими», потому что их применяли во время спектаклей в сцене пира Адама и Евы. Зачастую на деревья вешали круглые вафли как символ евхаристии. Отсюда и «печенные» орнаменты украшений, которые сегодня развешивают на елки в Германии.

Рождественские огни

Легенда о том, то немецкий реформатор Мартин Лютер не только первым внес рождественскую елку в дом, но и украсил ее огнями – выдумка и в первой, и, скорее всего, во второй ее части. Эта легенда звучит так: Лютер шел домой темным зимним вечером и восхитился увиденной мохнатой елкой и сияющими вокруг звездами на чистом небе. Своей семье он объяснить увиденное словами не смог, потому просто принес елку домой и украсил ее свечками, символизировавшими звезды. Правда, никаких исторических доказательств истинности этого рассказа нет.

Карамельная трость

Народная молва сообщает, что карамельные трости появились в Германии в 1670 году. Хормейстер кельнского собора раздавал конфеты детям во время богослужения, чтобы те сидели молча. Он и попросил кондитера добавить к конфетам крюк, дабы напомнить детям о пастухах, пришедших навестить новорожденного Иисуса.

Есть и другая версия. В ней говорится о кондитере-христианине из американского штата Индиана, сделавшего карамельную трость, чтобы в одной конфете объединить несколько символов рождения, служения и смерти Иисуса Христа. Правда, вторая история – всего лишь еще одна городская легенда.

Рождественские открытки

Первые выставленные на продажу рождественские открытки появились в 1843 году, когда сэр Генри Коул, будучи слишком занятым, чтобы писать письма, попросил друга-художника нарисовать карточку с картинкой и надписью. Эту карточку он планировал отправить по почте вместо письма. Художник Коллкотт Хорсли напечатал 1000 открыток и продал их в Лондоне по шиллингу за штуку. До 1875 года американцы импортировали открытки из Англии, пока немецкий иммигрант Луи Пранг не напечатал первую заокеанскую карточку, став «отцом американской рождественской открытки».

Рождественские чулки на камине

В знаменитой поэме «Визит Святого Николая» (1823), которая начинается словами «Была ночь накануне Рождества», упоминаются чулки, а вот про елку – ни слова! И это логично, потому что весь 19 век чулки являлись более важным символом Рождества, чем елка. В газете «Нью-Йорк Таймз» за 1883 говорилось: «Чулки так долго были частью Рождества, что без них Рождество уже кажется ненастоящим». В том же тексте упоминалась и елка: «Немецкое рождественское дерево, не укорененный труп – о нем и думать смысла нет».

Никто уже точно не знает, с чего началась традиция вешать чулки на камине. Популярная легенда гласит: Санта Клаус услышал об обедневшей семье, слишком гордой, чтобы просить милостыню. Отец этого семейства, недавно овдовевший, не смог собрать приданое для своих трех дочерей, поэтому Санта бросил через дымоход три золотые монетки, которые оказались в сушащихся на камине чулках девушек. В другой версии легенды Санта прислал три золотых шара (отсюда берет начало традиция подавать к рождественскому столу апельсины или мандарины).

Рождественские гимны

С 14 века гимны считались разновидностью популярных религиозных песен. Рождественские гимны начали исполняться после Реформации, но по-настоящему широкое распространение получили в 19 веке, когда стали издаваться музыкальные нотные сборники рождественских песен. Например, в 1833 году английский адвокат Уильям Сандис опубликовал сборник «Рождественские гимны: современные и древние», в котором были и «Вести ангельской внемли», и многие другие исполняемые сегодня песни. Также в викторианский период в Англии зародилась традиция ходить от дома к дому и петь рождественские гимны. Эта традиция стала аналогом «колядования».

Календарь Адвента

В средние века Адвент был напрямую связан с первым пришествием Христа на Рождество. Сегодня Адвент длится 4 недели перед Рождеством.

Традиция календарей Адвента зародилась в середине 19 века, когда немецкие протестанты начали делать отметки мелом на дверях или зажигать свечи, чтобы отсчитывать дни до Рождества. Первый напечатанный календарь Адвента создал в начале 1900-х годов немец по имени Геральд Ланг. Когда Ланг был еще маленьким, его мама пришивала 24 печенья к крышке коробки и давала Геральду по одному печенью в день в период Адвента. Именно это и стало прообразом изданного Лангом в 1908 году календаря.

Рождественские подарки

До 19 века Рождество было, скорее, общественным праздником, который проходил на Рождественских базарах в центре городов. В 19 веке праздник потихоньку стал перемещаться с базарных площадей в дома, превращаясь в семейный.

С развитием капитализма начала развиваться и реклама. Вот и ювелиры смекнули, что в рождественский период можно значительно увеличить продажи, призывая покупателей раскошелиться, дабы сделать, например, предложение или просто подарком проявить внимание к любимым.

Конец декабря – это окончание года и время подведения итогов. Продавцы Библий также призывали приобретать эти книги на Рождество, потому именно в рождественский период молодые члены семьи стали получать от взрослых персональные Библии с напутственными словами.

Потихоньку в 19 веке подарки превратились в одну из рождественских традиций и положили начало коммерциализации праздника.

Так или иначе ежегодно весь мир, осознанно или нет, вспоминает главнейшее событие человеческой истории – приход Спасителя в этот мир.

Джо Картер, перевод hristiane.ru

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!