​Какова была миссия Марии – матери Иисуса?

В рождественские дни мы по традиции вспоминаем чудо появления на свет Иисуса Христа. Но не менее интересен образ Его земной матери – Марии. Какова была ее роль в этой необыкновенной истории? В чем заключалась основная миссия Марии?

Принять верой

Самое первое, что должна была сделать Мария, – это согласиться с волей Божьей и принять святое семя. В Евангелии от Луки говорится, что к ней пришел ангел и сообщил, что вскоре она зачнет от Святого Духа: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук.1:35).

Поверить ангелу – непростая задача. Даже Захария, священник, которому ангел явился в храме, не справился с ней. За что и был наказан: до рождения Иоанна Крестителя Захария оставался немым.

Но Мария – молоденькая израильская девушка – оказалась настолько кроткой и смиренной, что не посмела возразить ангелу: «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лук.1:38).

Поэтому евангелист Лука называет ее блаженной, то есть счастливой: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лук.1:45)

Родословие благодати

Вообще имя Мария переводится как «благодатная», то есть снискавшая благоволение от Господа. Мы видим, что Бог благословил эту удивительную девушку за ее чистосердечную веру.

Понимала ли в тот момент будущая мать Мессии, через что ей предстоит пройти? Могла ли она до конца осознать, какой опасности себя подвергает? Ведь после разговора с ангелом Марии нужно было как-то объяснять свою беременность Иосифу, родителям, соседям.…Ее могли даже убить, как, согласно закону Моисея, поступали обычно с блудницами.

Скорее всего, Мария не думала о предстоящих испытаниях, она просто доверилась Господу, за что и удостоилась попасть в родословную Иисуса Христа, Сына Божьего.

Кстати, там же, в родословной, оказались еще несколько женщин, которые восхитили Бога своей верой. Это Фамарь, Раав, Руфь. Они также пошли на риск ради исполнения воли Божьей и были вознаграждены за свое дерзновение и стойкость.

Рождение Христа – уникальное событие

Размышляя о рождественской истории, можно задать такой вопрос: почему Бог послал Своего Сына в мир столь необычным способом? Зачем понадобилось посылать ангела Иосифу, подвергать опасности Марию?

На это есть только один ответ: уникальная Личность должна была прийти на нашу землю уникальным образом. Иисус обладал и человеческой, и божественной природой. И через Его рождение Бог-Отец вмешивался в планы людей и менял человеческие судьбы.

Удивительное рождение Иисуса Христа было предсказано еще пророком Исайей за 600 лет до нашей эры: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14).

То есть непорочное, сверхъестественное зачатие Сына Божьего сначала было описано, а потом воплощено.

Родить и воспитать

Второе, что должна была сделать Мария, – родить и воспитать будущего Спасителя мира. Насколько легко было ей растить такого необычного мальчика, можно лишь догадываться.

Мы помним историю о том, как Иисус шел по дороге из Иерусалима и вдруг, не предупредив родителей, оказался в храме. Мария тогда искала Его и очень волновалась. Но это был нестандартный поступок взрослеющего Мессии, на который следовало и отреагировать нестандартно. Очевидно, чем старше становился Иисус, тем больше Мария задавала Богу вопросов.

Далее в Писании мы нигде не читаем о том, чтобы Иисус озорничал, баловался, не слушался родителей. Его тянуло в храм, Ему нравилось размышлять о Боге. «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков», – пишет о Нем евангелист Лука.

Воспитание такого уникального Ребенка требовало от Марии особой ответственности и послушания Святому Духу.

Уверовать в Иисуса как в Спасителя

Третье, что должна была сделать Мария, – уверовать в Иисуса Христа как в своего Спасителя. Об этом ей говорил еще пророк Симеон: «Вот лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и тебе самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лук.2:34-35).

Многие считают, что здесь под словом «оружие» имеется в виду меч страдания, который пронзит сердце Марии, когда увидит Иисуса на кресте. Однако здесь может идти речь и о другом мече – «мече» слова Божьего. В Послании к Евреям говорится об учении Христа так: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12).

Не только Сам Христос будет «камнем преткновения», но и Его учение. И самой Марии также придется выбрать – принять это учение или отвергнуть.

Внимательно читая Писание, мы видим, что Мария до конца не понимала, Кого именно доверил ей Бог. Этого не понимали и родные братья Христа, они думали, что Иисус – просто странный человек: «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» (Мар.3:21).

«И пришли Матерь и братья Его и, стоя [вне] дома, послали к Нему звать Его» (Мар.3:31).

Но впоследствии, уже после воскресения Христа, Мария уверовала в Него как в Сына Божьего. Она участвовала в становлении первой церкви вместе с другими Его учениками. Об этом говорится в книге Деяния: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с [некоторыми] женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян.1:14).

Ее особый путь как матери Иисуса слился в конце жизни с путем всех тех, кто уверовал в воскресение Христа и следовал за Ним.

Быть свидетелем

Перед Марией стояла еще одна задача – являться верным свидетелем рождения и жизни Христа, Его смерти и воскресения. Именно поэтому о матери Иисуса написано, что она «слагала все в сердце своем». Похоже, Мария справилась с поставленной Богом задачей весьма успешно. Евангелист Лука не только описывает все события, связанные со Христом, очень точно, но и цитирует Марию дословно. Благодаря свидетельствам этой удивительной женщины, мы имеем много достоверных фактов о жизни Христа.

Итак, Мария успешно справилась со своей миссией. Она родила Иисуса Христа, воспитала Его, уверовала в Него как в Сына Божьего и стала верным свидетелем событий, описанных в Новом Завете.

Значит ли это, что мы должны почитать ее равной Христу?

Блаженство
в исполнении воли Божьей

Мы не можем поклоняться Марии так же, как Христу, потому что Писание подчеркивает, что: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1Тим.2:5-6). А также: «...Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Матф.4:10).

Возможно, некоторые сторонники того, что матери Иисуса необходимо выказывать особое почтение, приводят в качестве слова Марии, записанные Лукой: «...ибо отныне будут ублажать Меня все роды...» (Лук.1:48). Что значит: «будут ублажать»?

Более точный перевод этих слов с греческого звучит так: «будут считать блаженной». Блаженной значит «счастливой». И это вполне логично. Ведь если бы к нам явился ангел и сказал то, что сказал Марии, мы бы тоже были чрезвычайно счастливы. Потому что рождение в мир Сына Божьего – это величайшая радость: «...и сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь...» (Лук.2:10-11).

Эту радость должен принять каждый, кто поверил в Бога.

Главная заслуга Марии заключалась в не в том, что она являлась святой, а в том, что поверила Божьему слову. Поэтому каждый человек сегодня может поверить в Господа и обрести благодать. Так же, как и Мария, мы можем предоставить себя Господу, чтобы Он совершил через нас какую-то особую миссию в этом мире.

Олег Шербан,
магистр гуманитарных наук, пастор Свято-Троицкой церкви

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!