​Одежда говорит о многом

Все знают замечательную поговорку: встречают по одежке, а провожают по уму. Почему же встречаем мы все-таки по одежке? Потому что одежда человека говорит о многом: кто он, каков его внутренний мир. Иногда она реально рассказывает о личности всю правду. А иногда бывает лишь цветной яркой оберткой, в которой в итоге не оказывается ничего интересного.

Первая одежда

Одежда – это всегда рассказ о себе, определенная история.

Как ни крути, вся человеческая цивилизация состоит из отдельных эпох, в которых не последнюю роль играет одежда. И, что удивительно, Сам Бог принимает в этом активное участие.

В начале бытия Он «одел» нашу планету жизнью, зеленью и всем, что наполняет ее. Ведь изначально земля была безвидна и пуста.

Затем в этот мир пришел человек: нагим, без одежды. И в том есть тоже определенный божественный замысел. Каждый из нас рождается «чистым листом», а уже потом мы пишем свою историю, частью которой является и наша одежда.

Возьмем первую историю из Эдемского сада – Бытие 2, 3 главы. Адам и Ева были наги и не стыдились этого. Они еще никакой истории в жизни не написали. Но идея уже была – возделывать Эдем, однако, по повелению Божьему, не есть от дерева познания добра и зла, чтобы не умереть. В каждой истории есть антигерой, он и сыграл свою роль: хитрый змей предложил Еве свой ход истории: «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:6,7).

Наивная Ева согласилась на соавторство хитрого «писателя»: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт.3:6,7).

Ева вкусила плод, и в этот момент история человеческой цивилизации кардинально изменилась. А со сменой истории меняется одежда. Вот и появились смоковные листки, прикрывающие наготу как признак греха, а точнее, непослушания. Эти фиговые листки были похожи на смешные оправдания школьника, который опоздал на урок, потому что якобы 15 раз переводил бабушку через дорогу.

Бог есть главный редактор всех историй, и подобное повествование Его не устроило. И Он, также сделав Себя соавтром, предложил первым людям другую историю – об искуплении через кровь Агнца Божьего, первым элементом этой истории стала кровь животного, из шкуры которого Бог сделал кожаную одежду. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт.3:21-23).

Так одежда становится частью человеческой истории навсегда.

Окно в Европу

Обратите внимание: каждый поворот человеческой истории сопровождался изобретением новой одежды. И даже чтобы войти в новый виток цивилизации, тоже требовалась смена одежды.

Вспомните, как Петр 1 «прорубал окно в Европу». С чего он начал? С бритья бород и отрезания подолов на платьях. Петр 1 понял: в Европу не войти в старых боярский нарядах с соболями. Надо было менять фасон одежды, и он привез из Европы камзолы, ботинки на деревянной подошве, панталоны и цирюльников. Смена одежды заставила русский люд и мыслить по-другому – по-европейски.

Экономику двигают хорошо рассказанные истории, и одежда – часть красиво изложенных эпизодов на товарах и банерах. И, что не менее важно, человечество передает свою историю из поколения в поколение посредством одежды.

Ной и хамство

Есть еще одна история в Библии, связанная с одеждой, она о Ное. После потопа, когда сошла вода, Ной стал заново осваивать землю, насадил виноградники и однажды, переборщив с употреблением вина, оказался пьяным и нагим.

Первым нагого отца увидел его сын – Хам. Он пошел и рассказал о таком позоре своим братьям – Симу и Иафету. Те не стали уподобляться Хаму, подошли к отцу спиной, дабы не видеть его наготы, и накинули на спящего одежду. Борьба интерпретаций события налицо.

С тех времен имя Хама стало нарицательным для тех, кто замечает «наготу» человека в любом ее проявлении.

Братья же Хама, наоборот, одели отца. Так поступают порядочные люди – покрывают недостатки других.

Иаков и чужая одежда

Есть еще одна поучительная история, что рассказывает о том, как человек решил идти по жизни своим путем вместо Божьего – история об Иакове.

Иаков настолько сильно хотел получить благословение отца, что надел одежду брата, Исава (так как тот был первенцем и ему полагалось основное благословение).

Обманным путем Иаков получил заветное благословение, но так и не смог им воспользоваться. Наследство все равно досталось брату, и он управлял в доме отца, пусть даже и без благословения. А Иаков долгое время находился в бегах, много раз «переодевался» на своем двадцатилетнем пути формирования характера, угодного Богу. Он пытался писать свою историю до тех пор, пока в Вефиле не встретился с Господом. Там Бог одел его в Свои одежды, дал ему новое имя, Израиль, и началась совсем другая история: благословенная, связанная с народом Божьим.

Иосиф и разноцветная одежда

Следующая история – об Иосифе. Ему пришлось переодеваться много раз, и каждый раз это сопровождалось огромными переменами в его жизни. Сначала он носил разноцветные одежды как символ того, что является любимым сыном, чем раздражал своих братьев.

Затем, когда братья продали его на невольничьем рынке, он оказался в рабских лохмотьях. Потом облачился в одежды управляющего во дворце Потифара, пока жена последнего ее не сорвала, потому и оказался в тюремной робе.

Потом его отвели к фараону, Иосиф истолковал ему сны, и Иосифа снова одели в царские одежды. В этих одеждах он и жил до конца своих дней. Такая длинная история, и в каждом ее элементе присутствует одежда, которая что-то значит.

Иисус и фарисеи

Фарисейская мода как часть их историй не восхищала Христа. Фарисеи постоянно хвалились: у кого платья дороже, у кого больше в них зашито кожаных свитков с Торой.

Может, потому в Откровении Господь, обращаясь к лаодикийской церкви, подчеркивает: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр.3:17,18).

Этими словами Господь говорит: «Твоя история пуста. То, что ты делаешь, то, как ты ныне живешь, выглядит жизнью религиозной. Я советую тебе одеться в Мои одежды».

Мы должны позволить Духу Святому жить в нас. Нам следует облечься в одежды, которые Он дает нам, и в них писать нашу историю праведности. Господь вводит нас в Свой «божественный гардероб». Бог замечательно одевает каждого из нас.

Вот несколько мест Писания, говорящих о том, во что нам следует облечься:

Римимлянам 13:14: «Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти».

Ефесянам 6:11-17: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие».

А вот, пожалуй, главный отдел в «божественном гардеробе»:

Колоссянам 3:12-14: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно...».

Именно любви сегодня нам всем не хватает. Каждый человек нуждается в том, чтобы его любили. Если мы облечемся в эти одежды, то станем источником любви и тем самым порадуем Господа!

Вспомните женщину, что исцелилась от прикосновений к Спасителю. Прикоснись к одеждам Хама – и он разденет тебя взглядом, задень халат Иосифа – и услышишь хвастливую речь. Зацепи фарисея – и он с отвращением отвернется. Ухватись за одежды любви – и будешь исцелен.

Юрий Кривонос, пастор Церкви христиан веры евангельской «Вифания»

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!