Наступили летние каникулы. Перед родителями встает непростой вопрос: как организовать детям отдых, чтобы лето стало ярким и запоминающимся?
Хорошо, если есть бабушка в деревне или финансовые возможности купить путевку в лагерь. Однако большинство детей проводит лето в городе, никуда не выезжая. А это значит, что для родителей предоставляется прекрасная возможность отдыхать с ними вместе. Для того чтобы это время стало интересным и полезным, воспользуемся советами семейных психологов.
Готовимся заранее
Многие папы и мамы беспокоятся о летнем отдыхе еще зимой, заранее планируя каникулы для своего ребенка. И такая дальновидность похвальна, особенно если при этом учтены интересы всех сторон. Поэтому для начала нужно спросить самого ребенка, как бы он хотел провести лето. Возможно, у него самого уже есть масса идей. Например, подросток давно мечтал научиться что-то мастерить. Родителям остается только поддержать идею и обеспечить сына необходимым инструментом. Если же ребенок не имеет четкого представления, как правильно распределить время, то за дело нужно взяться вместе – и взрослым, и детям. Чтобы все получили максимум удовольствия от каникул.
Совместные прогулки
Даже если ни у мамы, ни у папы не получилось взять на лето отпуск, они смогут выделять один день в неделю для совместных прогулок по городу. Целью походов может быть парк с аттракционами, сквер или просто живописные улочки. Постройте маршрут вместе, а перед началом пути дайте задание ребенку – записывать или зарисовывать то, что он увидел. Ребенку постарше будет интересно сделать карту местности или написать путевые заметки.
Детям – и младшим, и среднего школьного возраста – всегда нравятся пикники на природе. Если вы гуляете в парке, возьмите с собой еду и настольные игры. Когда станет совсем жарко, отправляйтесь на пляж, на котором разрешено купаться. Играйте в воде, радуйтесь солнцу. Присоединитесь к команде пляжных волейболистов или к тем детям, кто строит крепости из песка.
На природе дайте возможность ребенку лазить по деревьям и тренировать равновесие на пнях и поваленных деревьях. Ребята постарше могут попробовать свои силы на подвесной тропе в веревочном парке или на скалодроме. Подрастающим детям очень важно почувствовать себя ловкими и смелыми.
Хорошим подспорьем для интересного времяпрепровождения станет туристическое снаряжение – лупа, бинокль, сачок, контейнеры для сбора трофеев, карманный микроскоп, веревка, нож или ножницы. Эти инструменты пригодятся для «научных исследований» в ближайшем сквере или парке. А если недалеко от вас есть водоем, то обязательно сходите на рыбалку и сделайте несколько забавных фотографий. Тот же парк можно посетить и ночью, полюбоваться небом или взглянуть на звезды в телескоп. Особенный восторг у ребенка вызовет посещение планетария, где впечатления от небесных светил дополнятся научной информацией.
Куда еще можно пойти? Если поблизости есть конюшня, идите туда на экскурсию или занятия. Ребенок получит массу положительных впечатлений от общения с лошадьми, увидит, как за ними ухаживают, угостит с руки морковкой или сухариком. А старшие дети могут помогать убирать за животными, получая бесценный опыт общения с ними.
Раз в две недели отправляйтесь на выставку, на концерт или в музей. Выбирая, куда пойти, обязательно исходите из интересов и возраста ребенка.
Чем заняться дома?
Привлеките сына или дочь к приготовлению еды. Составьте меню из летних необычных блюд и готовьте вместе. Выберите день в неделю, когда обязательно будет выпечка сладостей или хлеба. Пробуйте новые рецепты. Дайте ребенку возможность придумать свои рецепты и приготовить по ним.
Посадите вместе огород или цветник на балконе или у подъезда. Для этого сперва изучите культуры для посадки, которым будет комфортно в ваших условиях. Вместе купите семена, разбейте грядки. Пусть полив и подкормка будут в ведении ребенка. Это полезный новый опыт для него – вырастить самому различную зелень или цветы.
Напишите вместе сказку или рассказ. Смастерите героев. Покажите представление или теневой театр для родственников и друзей.
Введите в привычку ежедневные вечера для совместного чтения. За чашечкой чая читайте по очереди новые книги, а затем обсуждайте. Чтение вслух для младших и даже для средних школьников все так же актуально. Вы удивитесь, но и старшие дети получают от этого удовольствие. К таким литературным вечерам могут присоединиться и друзья.
Устройте регулярные семейные просмотры детских советских фильмов. Обсуждайте. Сравнивайте с современностью. Учите анализировать.
Посмотрите зарубежные мультики и фильмы на языке оригинала. Начинайте со знакомых, чтобы все и так было понятно.
Общайтесь с бабушками и дедушками. Слушайте истории про их жизнь. Составьте генеалогическое дерево. Записывайте на видео их рассказы, из которых смонтируйте фильм. Покажите его на семейном празднике.
Выходите во двор для совместных игр с детьми. Вынесите инвентарь: ракетки для бадминтона, скакалки, веревки (перетягивание каната, прыжки), мел и шайбу (для классиков), мячи для футбола и волейбола. Вспомните игры из детства и научите детей играть в них. Привлекайте к этому детей во дворе. Можно не сомневаться, что вы получите от совместных игр не меньше удовольствия, чем дети.
Юный видеоблогер
Снимать ежедневное видео – отличный способ самовыражения и взаимодействия с миром. Кроме того, записывать себя на видео и делиться своими мыслями помогает развить устную речь и умение держаться перед камерой. Записывайте видеодневник о том, как проводите каникулы, делитесь интересными мыслями и достижениями. Поначалу можно просто снимать на телефон, а монтировать в простейших редакторах. Выкладывать в интернет совсем не обязательно, особенно на первых порах. Лучше сохранять видео в личном архиве и показывать близким друзьям.
Играйте в настольные игры
Настольные игры не только помогут скоротать время, но и окажутся полезными для развития умственных способностей детей. В «настолках» тренируется логика, реакция, память, воображение. Необязательно играть по правилам существующей игры. Если у кого-то из членов семьи возникают трудности с пониманием, попробуйте изменить правила или придумать свои, используя имеющиеся ресурсы, вроде кубика, карточек и фишек.
Не впадать
в крайности
Иногда родители не видят необходимости планировать совместный отдых с детьми. Они убеждены, что ребенок сам найдет себе занятия. Да, конечно, найдет – это будут гаджеты и компьютерные игры. Если у ребенка нет серьезных увлечений или занятости в спортивных секциях, то высока вероятность, что он будет просто «плыть по течению».
Другая ошибка взрослых – стремление чем-то занять ребенка без своего участия. Этот вариант возможен, если родители готовы оплатить поездку в дорогой детский лагерь, купить десятки посещений в разные развлекательные центры, интерактивные музеи и т.д. При этом ребенок все равно будет скучать по общению с мамой и папой.
Тем не менее ошибочно полагать, что ребенок должен каждую минуту что-то изучать, чем-то заниматься, где-то участвовать. На самом деле, даже денек совершенного ничегонеделания необходим. Он позволяет ребенку полностью расслабиться, «устать» от отдыха и захотеть чего-то нового.
Дети – такие же люди, как и взрослые. Им тоже нужны периоды перезагрузки и эмоциональные разрядки. Нет ничего плохого в таких «бесполезных» днях. Особенно, если они еще и проведены совместно с родителями.
Помните, что отдых – это не учеба и не воспитание. Позвольте ребенку быть собой и иметь свои желания. Договаривайтесь с ним о том, что было бы интересно вам обоим, и просто отдыхайте вместе. Тогда после каникул у него останутся самые теплые воспоминания о лете с родителями, которые сделали его каникулы счастливыми.
Работа для школьников на лето от Центра занятости населения
Центры занятости уже начали ежегодную программу по трудоустройству школьников на лето. На работу школьники устраиваются по договору о совместной деятельности, заключенному между работодателем и ЦЗН. Если школьник найдет работу таким способом, он будет получать не только зарплату, но материальную доплату от ЦЗН.
Какую работу могут предложить школьнику в ЦЗН?
Уже с начала года ЦЗН приглашает работодателей принять участие в программе по трудоустройству школьников на лето. Работу на лето через ЦЗН могут найти школьники в возрасте от 14 до 18 лет. Работать в более младшем возрасте запрещает Трудовой кодекс РФ. Чаще всего школьникам на лето доступны следующие виды работ:
Запрещается привлекать несовершеннолетних к вредным или опасным работам, переноске тяжестей, торговле спиртным или табачными изделиями, к подземным работам.
Как школьнику устроиться на работу
Для оформления на временную оплачиваемую работу нужно:
Трудовой договор будет временным, только в пределах каникулярного периода. Если школьник ранее не был трудоустроен, работодатель заведет на него трудовую книжку.
Подготовила Татьяна Арчибасова