Проблемы современного школьника

Сегодняшние дети – будущие взрослые, и, глядя на них, можно предположить, какой будет наша действительность через двадцать лет. Какие они, современные школьники? Чем живут? Какие проблемы испытывают?
Эксперты выделяют несколько основных проблем, с которыми сталкиваются дети школьного возраста.

Общее эмоциональное неблагополучие

Современные школьники имеют практически все, что захотят, однако в большинстве своем гораздо менее счастливы, чем мы в их возрасте. Виной тому — кризис семьи. Огромное количество разводов, поиски родителями новых партнеров, замена живого общения с родителями современными игрушками, отсутствие должного внимания к личности ребенка. Как результат — неврозы, чувство одиночества, негативная самооценка.

Информационная перегруженность

Современные дети плавают в огромном количестве информации, льющейся на них с экранов телевизоров, мониторов компьютеров, учебников, книг, журналов. Дети рано усваивают, что хранить в голове какую-либо информацию практически бесполезно, ведь ее в любой момент можно «нагуглить» в интернете. Как результат – снижение памяти, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте. Ведь вокруг столько всего интересного!

Погоня за успехом

Современное общество и родители чрезмерно настроены на успех. С первого класса ребенок зациклен на достижении результатов. Современные школьники вынуждены расти в условиях, где их постоянно с кем-то сравнивают. Под влиянием общества, СМИ родители давят на детей, требуя от них высоких результатов, забывая о других общечеловеческих ценностях и о том, что находиться в условиях непрекращающейся конкуренции невозможно.

Высокая конкуренция

Но конкуренция эта относится не только к учебной стороне школьной жизни, а еще и к межличностным отношениям в кругу сверстников. Какое место я занимаю в своей группе? Как я могу повысить свой статус? Как мне завоевать популярность среди одноклассников? На эти вопросы каждый школьник мучительно ищет ответ в зависимости от шкалы ценностей группы, к которой он себя относит.

Социальное расслоение

Школа — невероятно достоверная иллюстрация нашего общества. Дети несут в школу не только учебники, но и стереотипы, сформированные в родительской среде. А стереотипы зачастую просты — ты то, что ты можешь себе купить. И, доставая из портфеля дорогой планшет, ребенок достает вместе с ним часть своего статуса в школьной группе. Бывают случаи, когда дети даже отказываются ходить в школу из-за отсутствия у них дорогих гаджетов.

Дефицит времени

С первого класса у детей в расписании бывает 5 уроков в день. Старшеклассники не удивятся, увидев 8 занятий. По всем школьным предметам существует домашнее задание. Плюс спортивные секции, музыкальные, художественные школы, — ведь ребенок должен быть всесторонне развит в нашем конкурентном обществе. И не забываем про заманчивый мир социальных сетей, ежедневно съедающий от двух до пяти часов. Стоит ли удивляться, когда школьники порой признаются в том, что просто мечтают выспаться?

Проблема разрешения конфликтов

Конфликты в школе были всегда. У современных школьников появилась проблема их разрешения, которая связана с развитием виртуального общения. Ведь в интернет-пространстве ты как бы есть, а как бы и нет. В любой момент можешь прекратить общение, просто выйдя из сети. В итоге современный школьник не умеет ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать, ни объясняться.

Слабое здоровье

Статистика Минздрава указывает на прогрессивное ухудшение состояния здоровья всего населения, и в частности, детского. Современный школьник с раннего возраста страдает болезнями желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, анемией. Причина таких патологий – изменение питания и отсутствие достаточных физических нагрузок.

А что думают по поводу школьных проблем сами дети?

«Конечно, перечисленные проблемы существуют, но можно смотреть на них по-другому и даже извлекать из них пользу, – считает 17-летняя Барковская Божена, христианка. – Конечно, при одном условии – если ты веришь в Бога».
Божена рассказывает, что, столкнувшись в школе и с перегруженной программой, и с непониманием учителей, и с конфликтующими сверстниками, она смогла со всем этим справиться и успешно закончить девятый класс. Сейчас она учится в колледже на юридическом факультете, но прекрасно помнит недалекие школьные годы.
«Школьники страшатся взрослой жизни, боятся стать неудачниками и аутсайдерами», - рассказывает Божена. – Их пугает будущее, потому что они не умеют доверять Богу. Я же выросла в семье, где основным правилом был стих из Евангелия: «Ищите же прежде всего Царства Божия, а остальное приложится вам». То есть, я понимала, что при правильно расставленных приоритетах, когда Бог и церковь стоят на первом месте, я могу рассчитывать на Божью помощь во всех сферах жизни. И Бог благословлял меня во всем, включая хорошую успеваемость. Я училась на отлично.
Я твердо верила и верю, что мое будущее – в руках любящего Небесного Отца. Эта вера позволяла оставаться спокойной в самых трудных ситуациях, связанных со школой. Мама никогда не ругала меня за плохие оценки, она учила рассматривать школу как место, где прежде всего формируется мой богоугодный характер. Поэтому всякая проблема в учебе или с одноклассниками рассматривалась как возможность проявить христианскую любовь и милосердие.
Например, однажды у меня почему-то испортились отношения с учительницей. Она придиралась ко мне по всякому поводу. Я начала молиться о ней, проявлять доброту и терпение в ответ на ее злобные выпады. Потом, узнав, что у нее сахарный диабет, я принесла ей хороший сбор лекарственных трав и подарила с искренними пожеланиями здоровья. В результате лед был растоплен, ее отношение ко мне заметно улучшилось. Я поступила с учительницей по любви – так, как велит нам Слово Божье: «молитесь за обижающих вас, благотворите ненавидящим вас». И не разочаровалась. Я убедилась, что применение библейских истин всегда приносит радость и победу.
Так же я старалась поступать и с одноклассниками. Дружелюбно относилась ко всем, но не позволяла в своем присутствии ругаться нецензурными словами или унижать слабых. Хочу сказать, что со мной в классе считались и, хотя не принимали моих христианских убеждений, относились к ним с уважением. Я всегда молилась о тех, кто учится со мной, и главным результатом окончания школы видела не «красный аттестат», а приобретенного для Христа одноклассников.
Если говорить о проблемах современных школьников, о таких, как нехватка времени, дефицит сна и перегруженность уроками, то тут не поспоришь – они существуют. Но с Богом все по-другому. Он дает силы, мудрость и успех. Кроме того, у верующих детей есть церковь, где они получают правильные нравственные ориентиры, формируют характер, учатся дружить и уважать других. Например, в церкви «Вифания» есть замечательное детско-подростковое служение «Царские охотники». Именно на собраниях «охотников» школьники постигают азы христианского вероучения и получают твердую жизненную опору. Ребята ходят в походы, выезжают на экскурсии и миссионерские поездки. Все это приносит колоссальную пользу для их души, развивает интеллектуально и дает прекрасную альтернативу просиживанию за компьютерными играми. Сколько интересного я повидала за годы посещения «Царских охотников»! Я сплавлялась на байдарках по горным рекам, путешествовала по Крыму на велосипеде, покоряла горные вершины. Незабываемые впечатления и куча новых друзей!
В церкви мы – верующие ребята – находим настоящих друзей, реализовываем таланты, учимся чему-то новому и полезному. Могу со всей уверенностью сказать, что церковь, особенно служение «Царские охотники», дает детям то, чего не может дать общеобразовательная школа. Именно поэтому на проблемы современных школьников мы смотрим совсем иначе – с верой и оптимизмом!
Подготовила Татьяна Арчибасова
Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!