И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим

Отче наш


Продолжаем публиковать серию материалов по проповедям Бориса Георгиевича Исупова о молитве «Отче наш». Сегодня речь пойдет о прощении.

Прощение грехов – это величайшее чудо из чудес. В конечном счете основным фактом Евангелия является прощение грехов. Для чего пришел Христос на эту землю, и почему Он умер на Голгофском кресте? Для того, чтобы сделать возможным твое и мое прощение.

Без прощения наших грехов мы не имели бы доступа к Богу, не могли бы наследовать жизнь вечную. Без прощения грехов мы оказались бы обречены на вечную гибель. Поэтому быть прощенным является величайшим благословением, которое человек может получить. Немудрено, что псалмопевец восклицает: «Блажен, кому отпущены беззакония, и Господь не вменит греха» (Пс.31:1-2).

Именно этим христианство отличается от всех других религий и учений: оно гарантирует полное и абсолютное прощение всех грехов. Все пророки, – говорит Слово Божие, – свидетельствуют, что всякий верующий в Иисуса Христа получит прощение грехов (Деян.10:43), а в другом месте Петр подчеркивает: «Да будет известно вам, мужи братия, что ради Его (Иисуса Христа – ред.) возвещается вам прощение грехов».

В молитве «Отче наш» Господь не упустил эту коренную истину, но напоминает нам о необходимости прощения грехов: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

Есть ли в этом надобность?

Как ни странно, но есть христиане, которые вообще отрицают эту молитву и в особенности данную часть ее – о необходимости просить о прощении грехов. Например, одни утверждают, что в ней нет надобности, потому что мы так или иначе оправданы перед Богом верой в Иисуса Христа. Но что значит оправдание согласно учению Евангелия? Это значит, что Бог объявляет грешника праведным только через заслуги его Заместителя – Иисуса Христа, через то, что Христос взял на Себя все грехи. Но это не значит, что грешник делается праведным в том смысле, что он больше не в состоянии грешить. Да, Бог грешнику вменяет праведность Иисуса Христа, если человек верой принимает Его как своего Спасителя. Но человек тем не менее остается способным согрешать.

Несмотря на то, что мы прощены и наш грех покрыт кровью Агнца, мы тем не менее нуждаемся в прощении наших постоянных согрешений. Как ясно об этом пишет апостол Иоанн в своем послании!

Все способны согрешать

И тут опять необходимо отметить, кому адресовал он это послание. Невозрожденным грешникам? Нет. Читайте внимательно – и вы обнаружите, что послание его целиком обращено к детям Божиим. И что апостол говорит им? Слушайте: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя и истины нет в нас» (1Иоан.1:8). Что может быть яснее? И дальше он подчеркивает: «Если исповедуем грехи наши (заметьте, он имеет виду и самого себя), то Он (т.е. Бог), будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды». И повторяет еще раз сказанное до этого: «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас».

Итак, Иоанн пишет верующим, чтобы они исповедовали грехи свои, и Христос учил верующих молиться: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Можно сказать, чем ближе мы к Господу, тем огромнее и ужаснее покажется нам греховность нашего сердца. Человек, который не видит мерзости и осквернения своего сердца, или никогда не возродился или, как говорит апостол Петр, «слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих».

Притча о прощеном рабе

В 18-й главе Евангелия от Матфея Христос привел в пример одну изумительную притчу о прощении. Побудил Спасителя сказать эту притчу вопрос, заданный Ему Петром: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» Иисус ответил ему: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз». Это значит 490 раз!

И после сказанного Христос поведал об одном царе, который решил рассчитаться со своими рабами. Один из них должен был царю десять тысяч талантов, приблизительно 20 миллионов рублей. Раб тот не имел таких денег и начал умолять царя, чтобы он отсрочил ему этот долг. И государь умилосердился над ним и простил ему весь долг его.

И теперь посмотрите, как поступил этот прощеный раб. Один из его товарищей должен был ему сто динариев – это приблизительно 20 рублей. Найдя того, он взял товарища за горло и начал душить. Тот умолял: «Потерпи на мне, и все отдам тебе», – но он не захотел ждать и посадил его в тюрьму, пока не отдаст последнюю копейку.

Что хотел Христос сказать этой притчей? Он указывает на то, какой большой долг был прощен каждому из нас по сравнению с тем долгом, который нам должен любой из ближних наших.

Пережившие прощение

«Петр, – говорит Господь, – если тебе и придется простить брата твоего 490 раз, то это ничто по сравнению с тем долгом, который простил тебе Отец твой Небесный». Поэтому, когда молимся: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», – этим показываем, что прощены.

Вы заметили, что нам не сказано просить прощения у Бога потому, что мы простили согрешившим против нас. Бог нас не прощает по каким-либо нашим заслугам.

Если мы знаем, что наши грехи прощены Богом, а сами отказываем в прощении согрешений людям, значит, мы никогда не пережили прощения. Тот, кто осознает, что прощен и омыт кровью Иисуса Христа, должен прощать других. Он иначе не может поступить. Об этом написал апостол Павел в послании к Ефясянам 4:32: «Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».

Какой огромный грех, какую ужасную вину нам Бог простил, и как смеем мы питать ненависть и не простить согрешившему против нас!

Условия для собственного прощения

Заметьте, сколь важное значение Господь придает необходимости прощения с нашей стороны. Сразу же после такой молитвы Христос добавляет эти слова: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Если ты не готов простить, то не имеешь права просить себе прощения! Прощение мною моего ближнего является условием для меня, чада Божьего, позволяющим просить прощения у Господа. Нет ничего более драгоценного для Бога и ненавидимого диаволом, как наша готовность прощать.

Почему иногда дело Божие терпит поражение? Не потому ли, что в сердцах детей Его таится горечь, злоба, месть и недружелюбие? Это величайшие преступления, совершающиеся в среде верующих. Есть даже верующие, которые приходят к столу Господню, но которые годами не разговаривают друг с другом.

Давайте исповедуем сегодня этот грех перед Господом, чтобы молитвы наши имели доступ к трону благодати: «Отче наш! Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Мы прощаем обидчиков, потому что Ты простил нас во Христе Иисусе».

Прости от сердца брату твоему, чтобы не дать повода врагу нанести ущерб делу Божьему. Помни: когда ты прощаешь другого, ты даешь Богу возможность излить обильно Свои благословения на тебя.

Борис Исупов

Начало в №№ 17-19

Продолжение следует

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!