​Зачем Христос спускался в ад?

Найти ответ на вопрос нам поможет магистр искусств, преподаватель КЕХУ, заведующий курсами «Проповедник Библии» Олег Шербан

– Прежде всего нужно признать, что существует загробный мир, который включает в себя ад и рай. У евреев имелось в обиходе такое понятие, как шеол, царство мертвых: в этом царстве находились и праведники, и нечестивые. То было некое хранилище душ. И именно туда Духом спустился Христос после Своей смерти.

Апостол Павел в Послании к Ефесянам пишет: «Посему и сказано: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам». А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:9,10). И добавляет в послании к Филиппийцам: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил.2:9-11).

Дабы преклонились

Христос спустился в царство мертвых, но, поскольку был безгрешен, смерть не смогла удержать Его там – Христос воскрес! И все, кто находился в шеоле, преклонили перед Ним колени. Таким образом исполнилось пророчество о Христе, предвещавшее, что перед именем Иисуса склонится всякое колено небесных, земных и преисподних.

Весь потусторонний мир признал власть Христа. На земле этого еще не произошло. Но власть Христа обязательно будет признана повсеместно при Его Втором пришествии.

Чтобы проповедовать

Христос попал в царство мертвых еще и для того, чтобы там проповедовать. «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1-е Пет. 3:18-19).

«Проповедовал» значит провозглашал, что одержана победа над грехом и что Он, Христос, является Господином Вселенной, обладает полной властью над всем. Я считаю, что Своей проповедью Христос дал возможность праведникам Ветхого Завета покинуть шеол и пойти либо к Богу, либо воскреснуть к земной жизни. А грешники остались в аду. Сегодня шеол и ад стали синонимами, это одно и то же место, где мучаются только грешники.

Чтобы многие воскресли

Библия говорит, что во время воскресения Христа многие святые Ветхого Завета воскресли к жизни и явились своим родственникам, чтобы рассказать и о случившемся, и о том, что всех ожидает после смерти: «и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Матф.27:51-52).

Но, к сожалению, немногие люди на земле откликнулись на эту проповедь воскресших из мертвых. Мы не видим в Библии информации о том, что после такого эпизода Израиль уверовал во Христа. Удивляться не стоит, ведь нечто похожее произошло и в притче о богаче и Лазаре, записанной в Евангелии от Луки, в 16 главе. Остановимся на ней поподробнее.

Богач и Лазарь

Многие люди ошибочно полагают, что притчи ничего не имеет общего с реальностью и всегда считают притчи вымыслом. Но Иисус Христос под притчей подразумевал просто поучительную историю. И такая история может быть вполне реальной. Тем более, если мы говорим о притче о богаче и Лазаре. Иисус никогда не стал бы использовать такое серьезное и авторитетное имя отца нации просто ради иллюстрации или выдумки.

В той притче сказано, что существует где-то лоно Авраамово (скорее всего, это и есть сегодняшний рай), которое находится недалеко от царства мертвых, но между ними лежит непреодолимая пропасть. На лоно попал бедняк Лазарь после своей смерти, а в преисподнюю попал богач, и они друг друга видели. Богач наблюдал, как наслаждаются общением Лазарь и Авраам, в то же время Лазарь и Авраам смотрели, как мучается в преисподней тот богач. Богач и Лазарь могли слышать друг друга и разговаривать друг с другом. Но перейти из одного места в другое не имели никакой возможности.

Сильно мучаясь, богач попросил Авраама: «Прошу тебя, отче, пошли его (Лазаря – ред.) в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лук.16:27-31).

Так и произошло. Ни воскресение Самого Христа, ни воскресение давно умерших людей во время воскресения Господнего не стали убедительным поводом Израилю для покаяния и верования во Спасителя.

Третьего не дано

К сожалению, текст Писания о проповеди Христа в местах преисподних был неправильно понят. Некоторые христианские деноминации и богословы утверждают, что Христос Своей проповедью в царстве мертвых дал возможность покаяться и спастись всем, находящимся там. Поэтому даже Ориген, один из самых плодотворных христианских авторов III века, считал, что в конце времен спасутся все – и грешники, и праведники, даже сатана и бесы. Но это заблуждение под названием «апокатастатис» осудила православная церковь на одном из Соборов. В частности, с резкой критикой данного учения выступил апологет и богослов Олег Стеняев.

Перехода нет

Согласно вышеприведенной притче о богаче и Лазаре, перехода из ада в рай не существует. Нет также никакой возможности изменить участь людей после смерти, даже если за них усиленно молиться. Апостол Павел говорит: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27).

И еще Христос провозгласил, что верующие на суд не придут: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24).

И совсем другие слова адресованы тем, кто не уверовал во Христа при своей жизни: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан.3:36).

Сделать выбор

Итак, верующие во Христа имеют спасение, и их участь – Царство Небесное. Если же человек не уверовал во Христа при своей жизни, то его участь в вечности – ад. Другого не дано. Вот поэтому Библия говорит, что выбор нужно сделать при жизни: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян.17:30).

Прямо сейчас

Дорогой друг! Если ты еще не покаялся и не имеешь отношений со Христом, то можешь раскаяться прямо сейчас: преклони колени, признай себя грешным и исповедуй Иисуса Христа своим Спасителем и Господом.

Лучше преклонить перед Ним колени сегодня, а не тогда, когда уже будет поздно – когда ты предстанешь пред Господом, ведь тогда изменить твою судьбу будет уже невозможно. Скажи прямо сейчас самые главные слова своей жизни: «Иисус, я грешник, прости меня! Возьми мою жизнь в Свои руки! Я исповедую Тебя своим господином, Господом и Спасителем! Любые мои обстоятельства я отдаю Тебе и знаю, что Ты поможешь мне и сделаешь победителем!»

Спасительные отношения

Если ты искренне произнес эту молитву, верь, что Бог простил все твои грехи и ты спасен! Ты теперь новый человек, твое имя записано в Книге Жизни у Господа, твоя цель – Небеса. У тебя появились новые спасительные отношения с Иисусом Христом, и Он даст силы тебе дойти до цели! Да поможет Господь сохранить веру до конца!

Олег Шербан

Материал подготовлен по выпуску передачи «Бодрого утра» на «Радио Пилигрим» (от 16 октября 2019 г.) 

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!