История христианства Часть 2

Церковь первого столетия, имея незыблемым основанием учение Христа, активно расширяла свое влияние во внешнем мире.

Но вот наступил второй век, ушли в вечность Апостолы и все, кто лично знал Христа. Церковь в основном стала состоять из обращенных язычников.

Что же представляла собой церковь второго-третьего веков?

Укрепление духовной власти

Церковь начала структурироваться, обретать четкие формы. Появилось деление на клир (профессиональные священнослужители) и мир. Существовали две ветви церковного управления: руководство поместных общин, включающее в себя дьяконов, епископов, пресвитеров и пастырей, которые отвечали за дисциплину, материальное состояние общины и общецерковные должности; апостолы, пророки, наставники, евангелисты, которые свободно перемещались из одной общины в другую, неся учение, обеспечивая координацию церквей. Однако с течением времени значение их угасало в связи с тем, что появилось множество лжепророков. К концу второго века эта ветвь церковной власти исчезла. Функции духовного руководства взяли на себя епископы и пресвитеры.

Некоторые общины в силу многих причин получали приоритет над остальными. Например, церковь в Риме заняла главенствующее положение из-за того, что находилась в столице, из-за членства в ней лиц царствующей династии, а также финансового могущества (в III веке на содержании было 150 духовных лиц и 1500 вдов), веры в личную преемственность римских епископов от апостола Петра и Павла. Равным образом и в Константинополе, Антиохии, Александрии образовались могущественные церкви, ставшие центрами своих областей. Ясно, что епископы этих церквей имели преимущество перед всеми остальными. Впоследствии их начали именовать митрополитами. Централизация продолжалась, пока все церкви не перешли под руководство римского епископа. В V веке его власть стала непререкаемой, а именоваться он начал папой (изначально таково было почетное наименование всех епископов, слово взято из детской лексики – уменьшительно-ласкательное от «отец»). Так появилась система папской власти, которая и поныне практикуется в католичестве. Следует отметить, что большую роль в укреплении власти духовных лидеров церкви сыграли Игнатий Антиохийский, Климент Римский и Ириней, которые в своих посланиях обосновывали непререкаемый авторитет епископов и выдвинули идею об апостольской преемственности, которой и сегодня следуют православная и католическая церкви.

Как они жили

В связи с гонениями, которые то вспыхивали, то затухали, церковь жила, по сути, на нелегальном положении.

Церковь второго века не могла похвастаться пышностью обрядов и величием храмов. Служения проходили либо в частных домах, либо в каких-нибудь подходящих для этого помещениях. И сами служения были просты и состояли из евхаристии, общих молитв, воспевания гимнов, проповеди и чтения Слова. Но, по сравнению с первым веком, стать членом церкви стало намного сложней. Если раньше крещение следовало сразу за покаянием, в тот же день, то теперь проходило несколько лет, прежде чем новообращенный допускался до крещения и полноценной жизни в общине. А в некоторых церквях правила были столь строги (например, крещенным запрещалось супружеское сожитие), что многие до конца жизни предпочитали оставаться на положении оглашенных. К крещению готовили очень тщательно. Обучаемый проходил несколько этапов, которые занимали от трех до пяти лет. Само же крещение совершалось полным погружением в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа, желательно, чтобы вода была проточной («живой»). Но в крайних случаях допускалось крещение обливанием. Такие строгости связаны были с тем, что в общины зачастую пытались проникнуть правительственные шпионы. За человеком долго наблюдали, прежде чем начинали ему доверять.

Строга была и церковная дисциплина. Существовал большой список нарушений, за которые отлучали от церкви. Например, христианин, находящийся в ссоре с кем бы то ни было, к причастию не допускался.

Катакомбы

Особую роль в дальнейшей истории Церкви сыграло катакомбное христианство. Катакомбы – это многоуровневые подземные помещения, вырытые христианами для погребения своих умерших и для проведения собраний. Появились они во второй половине второго века. Это не были тайные убежища, наоборот, именно катакомбы позволяли христианам легально собираться, несмотря на официальные запреты.

Дело в том, что в Римской империи существовал закон, по которому места захоронения считались неприкосновенными, оттуда нельзя было изымать никаких предметов. Равным образом нельзя было трогать и находящихся там людей. По всей империи было множество фамильных склепов. Существовали даже особые «похоронные общества».

Поскольку среди христиан было много тех, кто погиб мученической смертью за веру, то их память особо почитали, а к телам относились бережно. Их помещали в специальные ниши в стенах катакомб. Там же проводились и служения.

Православная церковь именно отсюда выводит свой обычай помещать в храмах частицы мощей, считая, что без этого никакие таинства силы не имеют. По всей видимости, культ почитания святых, поклонение их мощам, берет начало от катакомбного христианства.

Ереси

Систематизированного и разработанного учения церкви, которое бы признавалось всеми, не существовало, как не было и канона новозаветных Писаний. Каждая община имела свой, отличный от других, круг литературы, которому следовала в своей практике. Это обстоятельство, а также нежелание или неумение некоторых духовных лидеров расстаться с прежним образом мышления, привело к возникновению большого количества самых разнообразных ересей, которые серьезным образом поставили под угрозу выхолащивание христианства в целом.

Интересно, что все ереси, существовавшие в то время (впрочем, как и теперь), в своей основе имеют искажение таких фундаментальных истин, как Триединство Бога, божественность Духа Святого, природы Христа и Его искупительной миссии.

Лжеучения

Следует отметить некоторые из самых распространенных лжеучений того времени. Например, лжеучение последователей Маркиона, которые считали, что Бог Ветхого Завета отличается от Бога Нового Завета. Более того, Они якобы находятся в состоянии вражды. Еще были разного рода гностики, полагавшие, что совершенства может достичь только избранный человек, если получит особое тайное знание или гносис.

Хочется выделить монтанизм, более всех внесший раскол в церковь. Это учение, в котором широко практиковались экстатические пророчества, странные знамения и чудеса. Но главным их заблуждением было учение о том, что после Христа на землю сошел Дух Святой, Который дал иные, чем Христос, заповеди, более строгие.

Существовали также николаиты. Названы по имени Николая, одного из семи диаконов (Деян. 5 гл.) Характеризовались невоздержанностью в жизни и познанием «глубин сатанинских» с целью выявления слабых сторон злого духовного мира. Однако возникло это заблуждение как противовес другому лжеучению – иудействующему христианству, последователи которого считали, что для спасения недостаточно веры во Христа, необходимо еще соблюдать Закон Моисея. Впоследствии их стали называть евионитами. Существовал еще докетизм (от гр. «докео» – «кажусь»), последователи которого полагали, что Христос только казался человеком, а, следовательно, и на кресте не умирал.

Богословскаяа наука

Для того чтобы противостоять этим ересям, необходимо было сформулировать правильное учение, обосновать, почему нужно верить так, а не иначе. Можно сказать, что борьба с ересями положила начало богословской науке, которая со второй половины второго века стала формироваться как самостоятельная дисциплина. Большую роль в ее становлении сыграли апологеты, которые в своих произведениях (апологиях) защищали христианство от нападок и ересей.

К концу второго века сложились две основные богословские школы: Александрийская и Северо-Африканская (Карфагенская). Они существенно отличались друг от друга. Последователи Карфагенской школы, основанной Тертуллианом, имели мистическую направленность, поскольку считали, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается только интуитивно-экстатическим способом.

Александрийская школа исповедовала тип знания, названный спекулятивным (от слова «созерцаю»). Это знание выводилось без обращения к опыту, при помощи рефлексии, и направлено было на осмысление науки и культуры в свете Божьего откровения. Писание толковалось аллегорически.

Несмотря на все их недостатки и заблуждения, эти школы заложили основы богословия, разработали учение о Троице, душе, крещении, систему организации и управления церковью. Это позволило всем христианам прийти к общему знаменателю в вопросах вероучения, отличать истинное учение от ложного.

Итог

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что во втором-третьем веках церковь обрела четкую структуру, оформила учение, выросла численно, окрепла в борьбе за выживание среди опасностей внешних и внутренних, доказав истинность христианства. Она была готова войти в новый, принципиально иной этап своего развития.

Подготовил Станислав Буланов (Продолжение следует)

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!