Огни на взлетной полосе

или правильные ориентиры в воспитании детей

В ожидании очереди на прием к специалисту у меня завязался разговор с Ириной. Беседу прервал ее пятилетний внук, Андрей: попросил попить. Я предложила ему «Минеральной». Выпив воды, Андрюша вернул мне стакан со словами: «Спасибо Господу и Вам!» Я была приятно удивлена таким ответом. Согласитесь, нечасто за пределами церкви услышишь такое от детей. Прочитав изумление на моем лице, Ирина предвосхитила мой вопрос: «Детей упустила, хоть внука воспитаю богоугодно».

Счастье, что у Андрея есть такая бабушка. Но обязанность направлять ребенка на путь истинный Господь возложил на родителей. «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф 6:4). Как часто мы, родители, недооцениваем своей ответственности перед Богом в религиозном воспитании детей.

Духовный «фундамент» закладывается в первые семь лет жизни ребенка – это период первостепенной важности в формировании его религиозных взглядов.

Практика показывает, к сожалению, что в этом деле многие родители слишком часто доверяются случаю. Важно осознать: религиозное воспитание ребенка должно вестись в соответствии с тщательно продуманным планом. Вероятность «попадания в цель» будет высокой только при условии, что родители ясно осознают смысл поставленной задачи.

Чему следует учить детей в этот период? Что включать в их религиозный опыт? На какие ценности необходимо обращать их внимание в первую очередь?

Существует целый список вопросов для проверки результатов религиозного воспитания детей. В поиске ответов на эти вопросы всегда следует помнить, что у ребенка нет духовной зрелости, он формируется медленно и по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей. Поэтому родителям стоит запастись долготерпением, а не пытаться немедленно сделать из любого малыша зрелого христианина. Любовь будет подсказывать родителям, когда следует пережидать, а когда – мягко подталкивать ребенка к целям, учитывая степень его способности впитывать различные впечатления.

Существует пять основных идей из Священного Писания, которые нужно помочь детям усвоить осознанно. Эти идеи образуют фундамент, на котором покоится христианская доктрина и вера.

Пять идей

Идея I: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею» (Марк. 12:30)

Главный вопрос – учится ли ваш ребенок любить Бога той же любовью, с той же нежностью и милосердием, которые он получает от вас – своих родителей? Учится ли говорить о Господе, включать мысли о Нем в свои размышления и планы?

Однажды оказалась свидетелем такого диалога. Трехлетний Яша, сын сестры, смотрит мультфильм про Незнайку:

– Мама, а Незнайка любит Бога?

– Он, может быть, даже не знает о Боге.

– Как же так? Незнайка ведь маленький, значит, у него есть мама. А мама должна ему о Боге рассказывать, чтобы он Его любил.

Вам как родителям необходимо научить ребенка любить Бога. Научить его молиться, обращаться за помощью к Иисусу Христу в ситуациях страха, гнева или одиночества.

Идея II: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Марк. 12:31)

В современном мире бытует мнение: если не будешь любить себя, не научишься любить ближнего. Соглашаясь с этой формулой жизни, люди начинают самозабвенно любить себя, оправдывая эгоцентризм вышеизложенной формулировкой. В эту западню зачастую попадают и христиане. Чтобы не дать в нее угодить своему ребенку, нужно помочь ему правильно отыскать золотую середину.

Следует понаблюдать, учится ли ребенок понимать чувства других, может ли сопереживать? Учится ли не быть эгоистичным и излишне требовательным? Делится ли с другими? Приучается ли не сплетничать и не критиковать? Обычно эти навыки ребенок копирует у родителей, наблюдая за тем, что они делают, а не что говорят.

Идея III: «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты – мой Бог» (Пс. 142:10)

Слушается ли ребенок родителей, готовясь к тому, чтобы позже во всем повиноваться воле Бога? Приучается ли он правильно вести себя в церкви – Доме Бога? Учится ли разумно отдавать должное таким проявлениям природы Бога, как любовь и справедливость? Приобщается ли к пониманию сущности христианской семьи и приверженности ей? Получает ли представление о сущности греха и о неизбежности расплаты за него?

Идея IV: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12:13)

Приучается ли ребенок к честности и правдивости? Стремится ли следовать велениям собственной совести?

Идея V: «Плод же духа …долготерпение, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23)

Учится ли ребенок контролировать свои действия и чувства? Приучается ли к труду и к выполнению каких-либо обязанностей? Получает ли представление о том огромном различии, которое существует между чувством собственного достоинства и гордыней? Приобщается ли к благоговейному, как и у родителей, отношению к Богу-Вседержителю?

Подытоживая суть всех вышеперечисленных вопросов, можно сказать, что до семи лет ребенка нужно успеть подготовить так, чтобы, достигнув возраста, в котором он способен будет отдавать отчет своим мыслям и поступкам, он смог сказать: «Я здесь, Господи, направь меня!»

От детства – к взрослости

Неизбежно наступает время, когда ребенок как личность начинает переосмысливать родительские понятия и идеи. Он может либо признавать их, удостоверившись в их истинности, либо отказываться от них как от ложных представлений.

Если подобная личностная оценка не происходит, то, скорее всего, это означает, что подростку не удалось преодолеть разрыв между «что мне говорили» и «во что я верю». Это одно из самых важных препятствий на пути от детства к взрослости.

Большинство подростков подвергают сомнению верность доктрин, которые им внушались с детства. Подросток может спросить себя: «Существует ли Бог на самом деле? Знает ли обо мне? Разделяю ли я ценности, о которых мне твердили родители? Хочу ли я того же, чего они желают мне в жизни? Может быть, они как-то вводят меня в заблуждение? Не противоречит ли мой жизненный опыт тому, чему меня учили?» На протяжении целого ряда лет, начиная примерно с подросткового возраста, у человека обычно продолжается интенсивный самоанализ.

Это доставляет огорчение родителям, которые вынуждены оставаться в стороне и наблюдать, как все, чему они учили своего ребенка, критически исследуется и пересматривается. Однако ситуацию можно сделать менее болезненной, если оба поколения осознают, что самостоятельный поиск истины – это нормальная и необходимая часть процесса взросления. Об этом нам, родителям, следует помнить всегда. И, на мой взгляд, самая сложная и почетная задача – дать азы духовного воспитания с тем, чтобы помочь ребенку раскрыть его человеческий и духовный потенциал.

Считайте, что мы как родители достигли нужной цели в духовном воспитании детей, если в поисках ответов на жизненные вопросы, испытывая сомнения или в сложных ситуациях, они станут взывать к Творцу: «Испытай меня Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои, И зри не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23-24).

Людмила БУЛАХ,

в публикации использованы материалы Д.Добсона,
доктора наук, христианского психолога

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!