​Наша надежда – во Христе

Всем известны слова из песни Александры Пахмутовой «Надежда – мой компас земной». В этой строчке отражена лишь часть сути понятия «надежда». Что же такое надежда на самом деле?

Давайте оттолкнемся от противоположного – безнадежности, уныния, отчаяния. Иоанн Златоуст пишет так: «Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание, более горькое, чем всякие наказания и мучения».

В христианском мире уныние считается тяжким грехом, как характеризует это состояние один богослов: «Уныние есть расслабление души, изнеможение ума».

Унывать означает обвинять Бога в том, что Он немилосердный и нелюбящий. Как только приходит уныние, наша надежда вдруг тает.

Создавать минуты радости

В нашей жизни постоянно происходит противостояние уныния и надежды. Началось это еще в Эдемском саду после того, как Адам и Ева согрешили. У этих людей тут же появились страх и безнадежность, потому что из-за них оказалась проклята земля.

Теперь и им самим надо было как-то выживать, в поте лица добывать пищу и обустраивать свою жизнь. Именно оттуда, из Эдема, берет начало женская миссия украшать мир, себя, свое жилище и все, что находится рядом, чтобы как-то скрасить подступающее чувство тревоги и создавать себе минуты радости.

Сегодня это желание стало гипертрофированным, особенно в вопросе красоты тела и лица. Пытаясь спорить с природой, постоянно искусственно омолаживаясь, женщины желают хотя бы таким способом доставить себе радость, чтобы убежать от уныния и безнадежности, которые их настигают.

Когда рушатся мечты

Пик уныния наступает обычно тогда, когда умирает кто-то очень значимый для нас, рушится бизнес или происходит то, чего мы не ожидали. В этот момент мы не понимаем, что делать дальше и за что ухватиться. Такое состояние называется фрустрацией.

Человек неверующий может кричать от боли, вопить в пустоту – и не получить ответа и никакой надежды. Но верующий человек кричит к Богу, надеясь, что Он услышит и поможет.

В книге Псалмы есть 60-й псалом, в котором его автор описывает именно такое состояние сердечного вопля: «Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей! От конца земли взываю к Тебе в уныние сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую». Псалмопевец желает взойти на такую скалу, на которую самостоятельно невозможно подняться – скалу упования и надежды, чтобы там почерпнуть сил, обновиться в духе и двинуться дальше.

И Бог слышит, помогает, обновляет в силе, утешает, освобождает от уныния и прощает грехи, если человек в них раскаивается.

Вместо депрессии – радость

Именно такова миссия нашего Господа, о которой Иисус Христос Сам сказал: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк.. 4:18-19), «...возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда» (Ис. 61:3).

Пепел – это прообраз депрессии. Раньше пеплом посыпали головы, когда приходило отчаяние. Но Бог вместо пепла отчаяния украшает нас елеем радости. Вместо унылого духа дает славную одежду. Эта одежда – радость от осознания того, что Бог с нами.

Мы порой забываем, что Господь совершил для нас на Голгофе и что в связи с этим ожидает нас впереди. Пытаемся создать себе рай здесь, на земле, но этот земной рай очень эфемерный и хрупкий. В любой момент он может разрушиться.

Но Бог даровал нам восхитительную радость в Духе Святом, Божий покой в любых обстоятельствах, потому что мы имеем надежду на то, что основная наша жизнь еще впереди. Она будет вечной и славной, потому что Иисус Христос все сделал для этого.

Шлем надежды
на спасение

В Библии надежда сравнивается со шлемом. В Послании к Ефесянам апостол Павел рекомендует всем верующим облекаться во всеоружие Божие, чтобы противостоять козням дьявольским в «день злой». Среди прочих духовных «доспехов», таких как щит веры, броня праведности и меч Слова Божьего, есть шлем спасения. Что он означает? В 1 Послании Фессалоникийцам написано: «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы — бодрствуем ли, или спим — жили вместе с Ним» (5:8-9). Здесь прозвучала мысль о шлеме надежды на спасение во Христе Иисусе. Шлем надевают на голову, значит, в данном случае речь идет о защите своего разума от сомнений в том, что мы спасены, если будем жить вместе с Иисусом Христом.

Вера и надежда

Чем отличается вера от надежды? Вера находится в пласте настоящего времени. Надежда же простирается в будущее.

Малый академический словарь дает следующую интерпретацию слова «надежда»: «Ожидание чего-либо желаемого, соединенное с уверенностью в возможности осуществления». Что-то похожее написано в Библии, но там речь идет о вере: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (евр.11:1)

В чем же разница этих определений? Самое важное в определении надежды – «ожидание чего-либо желаемого». А в определении веры – «осуществление ожидаемого». Вера осуществляет, а надежда ожидает.

К примеру, водное крещение. Мы верой совершаем этот обряд в надежде на то, что он принесет нам благословение. И действительно получаем благословение.

Надежда на спасение

То же самое касается и нашего спасения во Христе.

Мы верим в Иисуса Христа и потому уже спасены. Но это спасение необходимо сохранить, познавая Господа и следуя за Ним. И мы надеемся, что будем с Иисусом в вечности. Это и есть наша основная надежда.

Для примера приведу один эксперимент. В рамках эксперимента ученые поместили мышь в воду и стали за грызуном наблюдать. Через час мышь начала тонуть. Ее вынули, потом снова отправили в воду, но через час поставили мостик, по которому та сама выбралась на сушу. Затем опять поместили мышь в воду, и на этот раз мышь продержалась на воде уже несколько часов. Почему? Потому что у нее была надежда на спасение, на то, что скоро ей опять поставят мостик и она выберется на сушу. Если у мыши настолько повышается жизнеспособность, когда появляется надежда на спасение, то тем более мы, христиане, должны укрепиться, ведь у нас есть самая сильная надежда – надежда на Христа.

Путь освящения

Жизнь христианина – это долгий путь следования за Христом: от веры в веру, от славы к славе. И это также процесс освящения, ибо написано: «Святой да освящается еще». В тот момент, когда мы раскаялись и признали Христа Спасителем, Бог простил наши грехи, в Его глазах мы стали святыми.

Слово «святой» означает «отделенный для Бога». Став последователями Христа, мы отделились от этого мира, но процесс нашего освящения будет продолжаться до самой встречи со Христом. Вот почему в Библию помещена фраза «святой да освящается еще», то есть Бог желает, чтобы у нас с вами день за днем происходил постоянный процесс отделения от этого мира. Окончательный статус святого мы получим, пройдя свой земной путь правильно и попав к Иисусу в вечности. Последний этап освящения называется прославлением, когда мы будем прославлены с Господом на Небесах.

И в процессе освящения нам также помогает надежда на то, что Бог преобразит нас, что совершит наше очищение, что сохранит нас для Себя, если мы честно будем двигаться вместе с Ним в этом труде.

Как сохранить надежду?

Что надо делать, чтобы сохранить надежду? Апостол Павел нам подсказывает в Послании к Римлянам 15:4: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду».

Обратите внимание на два понятия: терпение и утешение из Писаний. С терпением все понятно. А что за утешение из Писаний? Утешение из Библии получаешь, когда читаешь в ней о чудесах, славе Божьей и исполнении обетований Господних.

В этом материальном мире самой драгоценной из материальных вещей является Библия. Она – Слово Бога, дарованное нам, чтобы мы укреплялись и в вере, и в надежде.

Библия – это кладезь мудрости. Постоянно читая ее, начинаешь понимать Божий промысел в своей жизни, видишь руку Господню во всем, получаешь надежду на то, что Бог не оставит тебя никогда.

Истинная радость – во Христе

В книге Притчи есть такие слова: «Веселое сердце благоприятно, как врачевство, а унылый дух сушит кости». Истинную радость дает Христос. Если же общение со Христом утеряно, тогда приходит или уныние, или желание создать искусственную радость с помощью допингов – алкоголя, наркотиков, разгула. Вот почему люди этого мира живут в унынии, беспокойстве. И вот почему христиане радуются даже тогда, когда проходят через скорби.

Итак, надежда – это не просто философский или богословский термин, а то, что держит наш разум во Христе Иисусе. «Пусть Бог надежды наполнит вас радостью и миром через веру вашу, чтобы надежда ваша возрастала непрестанно силою Духа Святого» (Рим.15:13, Совр. перевод).

Артур Самарский

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!