​Как славить Бога?

Христианская церковь – это поющая церковь. В любой, даже самой маленькой, общине можно услышать пение. Где-то – более профессиональное и гармоничное, где-то – простое и нескладное. В протестантских церквях на поклонение Богу отводится примерно третья часть всей литургии, а в развитие музыкального служения вкладываются немалые силы и средства.

Но почему же мы поем? На что направлено наше пение? Существует ли библейское обоснование церковному пению, или это просто хорошая традиция?

Ветхозаветные повеления

Бог создал людей по Своему образу и подобию. А это значит, что мы способны осмысливать происходящее, видеть связь событий, делать выводы. Способность мыслить приводит верующего человека к восхищению Божьим характером и Его путями. А данная свыше возможность творить помогает облекать мысли в поэзию и музыку. Поэтому пение является неотъемлемой частью жизни людей, и уж тем более тех людей, которые познали Творца.

Призывы петь хвалу Богу встречаются во многих текстах Библии, начиная с Ветхого Завета. Так, например, в книге Исход записаны слова Мариам, сестры Моисея: «Пойте Господу; ибо высоко превознесся Он» (Исх. 15:21).

Подобные наставления есть также в Псалтыре:

«Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля; пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его; возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его; ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов» (Пс.96:4).

Важность песнопений и славословий подчеркивается и в пророческих книгах: (например, Софония 3:14, Зах. 2:10, Исайя 12:5).

Времена
Нового Завета

В Новом Завете упоминаются ситуации, в которых пели Христос и Его ученики: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26:29-30). А сам апостол Павел не раз говорил в своих посланиях о пении как о важной составляющей духовной жизни: «Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца» (Еф.5:19).

Что значит
«петь Господу»?

Обращение человека к Богу производит колоссальные изменения во внутреннем мире обратившегося. Иисус становится Спасителем и Господином, центром и смыслом жизни. Этот факт серьезнейшим образом меняет мысли, чувства и, соответственно, песни.

Псалмопевец говорит: «пойте Господу»! Независимо от того, является ли человек профессиональным музыкантом или не имеет музыкального слуха вообще, пение возрожденного Христом сердца всегда будет посвящено Ему. Песнопения – важная часть христианского опыта. В них познание Бога сочетается с исповеданием, выражением радости, восхищения, преклонения, благодарности. Пение, исходящее из искреннего сердца, просвещенного истиной, приносит радость Богу. Он радуется тому преображению, что происходит в человеке, славящем Его.

Можно ли петь
«для людей»?

Писание говорит о том, что мы можем и даже должны обращаться в песнях друг ко другу, тем самым помогая утверждаться в вере. Также мы можем возвеличивать Бога перед окружающими, в том числе и неверующими:

«Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог — Царь всей земли; пойте все разумно. Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своем» (Пс. 46:7-9).

Кроме того, через духовные песнопения легко наставлять в библейских истинах. Например, первый псалом, написанный Давидом для исполнения в скинии, учит праведным путям: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его» (Пс. 1:1-2).

И, конечно же, христианин должен петь, утверждая в истине самого себя: «А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою, ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего» (Пс. 58:16-17).

Как нужно петь?

С обновлением сердца приходит дух смирения и почтения перед Господом. Ощущение Божьего присутствия, понимание глубины Его истины обязательно будут создавать соответствующую эмоциональную атмосферу в поющих.

Также Писание неоднократно говорит о том, что пению следует быть стройным. Чувства, возникающие при осознании великого и совершенного Бога, должны передавать гармонию Его природы и удивительных дел. Не секрет также, что стройное пение и музыка является более эффективным средством передачи идей.

Форма поклонения

Существует ли правильная форма прославления? Этот вопрос скорее второстепенный, а не главный. Нигде в Новом Завете не предписана определенная форма богослужения. В вопросе песнопений имела место свобода, довольно необычная для еврейского народа, который сохранил глубокие корни в богослужебной практике. У христиан есть намного больше, чем предписания и правила для пения, у них есть реальность Божьего присутствия во время поклонения. Когда Дух Божий касается человеческого духа, форма перестает что-либо значить.

Физическое выражение поклонения

Вместе с тем Бог призывает к такому поклонению, которое требует всего нашего существа. Тело, разум, дух и чувства – все должно быть положено на алтарь поклонения.

Библия описывает поклонение Богу в физических терминах. Само слово «поклоняться» означает «быть простертым перед Богом». Во всем Писании мы находим большое разнообразие физических выражений поклонения: простереться, стоять, преклонить колени, поднять руки, поднять голову, склонить голову, разодрать одежды, посыпать голову пеплом, носить рубище.

Поэтому мы можем представать перед Богом во время богослужения так, как того требует внутренний настрой. Например, вставать, воздевать руки, поднимать голову, хлопать в ладоши – все это соответствует духу хвалы. Грустно сидеть, иметь кислый вид – это явно не выражение хвалы.

Прославление – наша наивысшая обязанность

Итак, воля Божья в том, чтобы мы прославляли Его «от всего сердца» (Пс.9:1). Поэтому чрезвычайно важно регулярно напоминать и себе, и друг другу, что Бог действительно достоин нашего поклонения и что Он желает слышать песни хвалы.

Если Господь отдал за нас самое дорогое – Своего Сына, то, конечно, от нас требуется не так много – приносить Ему жертву хвалы, «плод уст, прославляющих Его святое имя». Это наша высшая обязанность и наибольшая радость.

Татьяна Арчибасова

«Дьявол панически боится поющего христианина».

Мартин Лютер

«Поклоняясь Богу, вы даете место Ему, а не дьяволу».

Робертс Лиардон

«Источник хвалы — это познание Бога. Невозможно восхищаться и воспевать то, чего не знаешь!»

Анри Каффарель

«Поклонение – это радостное возвращение Богу сияния Его славы».

Джон Пайпер

«Посвящение и поклонение — это тяжкий труд, упорная и напряженная борьба против нашей собственной эгоистичной натуры».

Рик Уоррен

«Лучшая хвала для Бога — невинная душа, полная детского доверия».

Фаустина Ковальская

Названия нотной гаммы — от «до» до «си» — в XI веке были введены в обиход монахом-бенедиктинцем Гвидо д’Ареццо. Ноты выглядели как заштрихованные квадратики и размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений: более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.

Теперь самое интересное!
Полное название нот.

Современная интерпретация названий нот выглядит так:

Do – Dominus – Господь;

Re – rerum – материя;

Mi – miraculum – чудо;

Fa – familiasрlanetarium – семьяпланет,

т.е. солнечная система;

Sol – solis – Солнце;

La – lacteavia – Млечный путь;

Si – siderae – небеса.

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!