​Вместо потребительства – жертвенность

Мы живем в обществе потребления, и потребительское отношение постепенно проникает в церковь. Это происходит незаметно и становится нормой. Однако Бог ожидает от нас совершенно другого подхода к христианству, в основе которого лежит жертвенность.

Болезнь века

Потребительство можно назвать болезнью века. Жажда наживы, бесконтрольного потребления поработила общество. Культ потребления стал настоящей философией, которая навязывает человеку не только товары, но и цели, и способы самореализации. В стремлении к комфорту многим уже не хочется брать на себя тяготы ближнего, любить, помогать, жертвовать. Это ведет к тому, что зло все больше расцветает в мире.

Патриарх Кирилл, выступая против порочности потребительства, сказал так: «Никогда в своей истории человечество не переживало такого системного навязывания глобального стандарта – социального, культурного и мировоззренческого. Мечты о карьере, отношение к вещам, стиль поведения и даже образ мышления – все это подверглось тотальной унификации. Сегодня грех становится нормой, поскольку в обществе потребления нет почвы для понятия «нравственность». Есть только понятие «комфорт».

Идолы общества потребления

Что такое потребительство с нравственной точки зрения? Стремление брать все, что возможно, себе, не думая ни о других, ни даже о собственном будущем; брать больше, чем отдавать; использовать, но не создавать. Потребительство — это когда человек ставит в центр мира свои желания и удовольствия. Это когда собственное «я» становится идолом. А поклонение себе как идолу лежит в основе всех остальных грехов.

Христианин-потребитель

Потребительское отношение к жизни естественно для людей неверующих, не возрожденных духовно. Но, к сожалению, ряды строителей общества потребления пополняют и христиане, у которых также на первое место выходят материальные ценности. Верующие теперь тоже стремятся соответствовать «золотым» стандартам благополучия, принятым в мире, вкладывают в достижение этих целей немало сил. И забывают о своем главном предназначении – искать прежде всего Царства Божьего и трудиться на созидание церкви. Да и в самой церкви такие христиане чаще всего настроены больше получать, чем отдавать. По их мнению, служение Богу не должно быть затруднительным, оно должно быть удобным и комфортным, «вкусной конфеткой, завернутой в блестящую обертку».

Каковы признаки христиан-потребителей?

Такие прихожане чаще всего недовольны всем, что происходит в их общине: проповедями, песнями, организацией и ходом богослужения, количеством людей в зале. Они охотно критикуют других, но не торопятся принять участия ни в каком служении, а если и принимают, то с большими оговорками.

Потребитель быстрее откликнется на приглашение посетить развлекательное мероприятие, чем на призыв строить дом молитвы. Помощь и участие, проявленные по отношению к нему, такой христианин воспринимает как должное. В то же время он не спешит открыть собственный кошелек, чтобы пожертвовать деньги попавшему в беду брату во Христе. Библия ему неинтересна по той причине, что практическая жизнь верующего требует определенных усилий и отречения от собственного комфорта. Да и само христианство кажется потребителю скучным, потому что всегда по-достоинству ценится только то, во что человек вкладывает свои силы и средства.

Как относится
к потребительству Бог

Потребительское христианство — это «младенческое» христианство. Человек, только пришедший из мира в церковь, вначале ничего не может отдать, он только принимает заботу, любовь, участие со стороны других. И это естественно. Но по мере духовного взросления от него ожидается исполнение слова Божьего: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил.2:4-5).

Для младенца нормально вырастать в отрока, а потом — и в юношу, для которого служение Богу, людям является приоритетом. Чем взрослее христианин, тем больше он способен на жертвы ради любви к ближнему. Если же верующий надолго застрял в позиции младенца-потребителя, то он – духовный инвалид.

Потребительское, незрелое, христианство осуждается Священным Писанием. Те, кто хочет только получать от церкви, сами себя заключают в оковы духовного младенчества» и лишаются радости полноценной христианской жизни. «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Фил.3:7-8).

В конце концов эгоистичные христиане поймут, что удовольствия материального благополучия, к которым они так стремились, временны и скоротечны. Бог же вечен.

Иисус – пример служения

Противоположностью потребительского отношения является жертвенность. Жертвенная любовь составляла суть всего служения Христа. В Евангелии от Матфея читаем: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мат.20:25-28).

Всю Свою земную жизнь Иисус Христос отдал людям. Одних Он исцелял от болезни, других насыщал хлебом, иных ободрял и утешал словом любви и сострадания, других выводил из мрака нравственных сомнений во свет истины.

Служа окружающим, Иисус Христос забывал даже о потребностях Своей человеческой природы, находил подкрепление только в молитвенном общении с Отцом. Сын Божий всюду творил дела любви с удовольствием, от всей души. Он никогда не требовал Себе награды. Его человеческое «я» состояло, если можно так выразиться, разве только в полном отречении от Себя Самого ради любви к Отцу и людям.

По свидетельству апостола Павла, вся жизнь Христа была совершеннейшей и свободной жертвой, и Он «...дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония» (Тит.2:14).

Проповедуя людям любовь к ближним, Господь Сам первый совершил великий подвиг, положив душу за всех. Венцом Его служения стала Голгофская жертва, которой Он открыл нам вход в Небесное Царство.

Уподобляясь Христу

Никто не может назвать себя христианином, если не имеет привычки или хотя бы стремления к жертвенности. Потому что именно жертвенность уподобляет нас Христу, Который Сам есть Жертва. Только через личный опыт жертвенного служения ближнему мы узнаем Бога. И это дает душевную радость здесь, в земной жизни, и гарантирует вечную радость в Царстве Небесном.

В заключение хочется процитировать слова греческого монаха Паисия Святогорца: «Духовной жизни без жертвенности быть не может. Помните хоть немножко о том, что существует смерть. И раз нам все равно умирать, не будем слишком себя беречь. Не так, чтобы не беречься во вред здоровью, но и не так, чтобы преклонять колени перед комфортом».

Из книги Пола Триппа
«Разрушенный дом»

Что значит быть жертвенным?

Это означает, что я должен быть готов делиться своими деньгами с другими.

Это означает, что я должен быть готов открыть двери своего дома для ближних.

Это означает, что я должен быть готов вносить изменения в расписание, корректировать собственные планы, а иногда и отменять намеченные дела.

Это означает, что я не должен окружать себя только теми людьми, с которыми мне приятно общаться.

Это означает, что я должен быть готов встать раньше и лечь позже. Я должен вникать в те вопросы, которые волнуют ближнего, обратившегося ко мне за помощью.

Это означает, что я должен быть готов переносить напряженные и неудобные ситуации, проявляя любовь.

Это означает, что я должен быть настойчивым и терпеливым даже тогда, когда моя любовь не находит отклика.

Быть жертвенным означает, что я не должен быть занят собой настолько, чтобы не оставалось времени являть любовь ближним.

Это означает, что я должен бороться с искушением неодобрительно отзываться о людях, доказывая свою правоту.

Это означает, что я должен верить, что Церковь – это Тело Христово и осознавать, что я – канал для Божьего служения моим братьям и сестрам.

Это означает, что я должен судить об успешности своей жизни не по тому, какой имею дом или автомобиль, а по тому, насколько сильна моя любовь к ближним и Богу.

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!