Интервью с Сергеем Ястржембским, доктором богословия, ректором Московского теологического института, пастором Церкви Христа воскресшего, г. Москва
– Сергей Владимирович, в Библии есть такие слова: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Объясните, пожалуйста, о каком покаянии идет речь?
– Существует покаяние как признание своего конкретного греха с последующим его исповеданием и оставлением, а есть общее покаяние, обращение от греховного образа жизни. О нем речь и идет в данном стихе.
Такое покаяние – это целый процесс, в ходе которого внутри совершаются изменения. Потому что само библейское слово «покаяние» (на греческом – «метанойя») означает «изменение мышления». Заметьте: ничего не сказано об изменении жизни человека, а только об изменении мышления. Почему? Потому что нельзя изменить свои поступки или всю жизнь, прежде не преобразившись внутренне. Можно, конечно, какое-то время стараться изменить поступки. Однако, если не произошло внутреннее обновление, рано или поздно все вернется на круги своя. Ведь человек всегда ведет себя так, как мыслит.
В Библии есть тому подтверждение. Когда израильтяне вышли из египетского рабства и отправились в Обетованную землю, они двигались в правильном направлении, шли к свободе. Но изнутри не изменились: постоянно думали о Египте, о своей прошлой жизни. Потому почти все так и умерли в пустыне, не достигнув своей мечты.
Нечто похожее происходит со многими людьми. Человек может сказать: «Я буду по-другому относиться к детям, к мужу, к жене». Или: «Я перестану курить, пить». Но если он сначала внутренне не изменится, то все равно продолжит пить, курить и плохо относиться к ближним.
Внутренние изменения влекут за собой изменения видимые во всех сферах жизни.
– Как происходит подобное покаяние? В какой момент? Можно ли сказать, что покаяние – и есть уверование?
– Покаяние – правильная естественная реакция человека, который услышал весть о Христе, поверил в Иисуса и открыл Ему свое сердце. Покаяние – не синоним уверованию и не предшествует ему, наоборот, оно является следствием веры. Можно даже сказать, что покаяние – это и есть естественное видимое проявление уверования, которое уже произошло ранее, при встрече с Иисусом.
Кающийся уже встретился со Христом и имеет веру. Ведь он и не покаялся бы, если бы не имел веры. Стало быть, сначала человек обретает веру, а потом проявляет эту веру через молитву покаяния. Если просто произнести молитву покаяния, без веры, то ничего не произойдет.
– Каким образом возможно встретиться с Иисусом? Что должно произойти в человеке, чтобы он уверовал?
– В этом вопросе нет шаблонов. Бог может проговорить через что угодно, порой даже через скорби или болезни. Не зря же в народе бытует поговорка – как тревога, так до Бога. Но при этом в Библии написано: «Вера от слышания, а слышание от слова Божьего». Нет того, кто бы уверовал, не услышав слова о Христе. Вот почему нам нужно стараться рассказывать о Господе через все доступные источники информации.
Кто-то услышит слово о Христе по радио, кто-то прочитает о Нем в вашей газете, кто-то наткнется на информацию о Боге в сети или в каком-то фильме. А кто-то встретит своего одноклассника, увидит разительные перемены в нем и задастся вопросом: что привело к этим переменам? Вот в таких ситуациях люди и начинают размышлять о Боге, вечности, о Творце и творении.
В богословии это называется Общим откровением. Но его недостаточно для спасения души. Важно пережить личную встречу непосредственно с Иисусом. И здесь уже нужно не просто слово о Боге, но конкретно об Иисусе Христе, Который умер за наши грехи. Получив эту информацию, человек может так и оставить ее в разуме, а может открыть свое сердце для Христа. И тогда произойдет покаяние.
Услышать слово о святом Боге – все равно что посмотреться в зеркало. Пока на себя в зеркало не посмотрим, даже и подозревать не будем, что испачкались. А вот зеркало скажет всю правду, и тогда мы отправимся мыться.
Так и слово о Христе позволяет нам взглянуть не себя через Божью призму. Когда я встречаюсь со Христом, то, увидев свое отражение на фоне Его святости, понимаю, что грешный. И вот тогда говорю: «Господи, прости меня».
– Может ли человек встретиться с Иисусом и не покаяться?
– Гипотетически может, если мы говорим о полном покаянии, которое состоит из нескольких этапов.
Первый этап – осознание своей греховности и нужды в Спасителе. Ведь многие люди считают, что они очень хорошие только потому, что никого не убили и не ограбили. Но важно не забывать: мы грешны по своей природе и каждый нуждается в Спасителе.
Второй этап – сожаление о том, что было сделано неправильно. Некоторые на данном этапе и останавливаются. Но этого недостаточно. Покаяние отличается от сожаления. Покаяние – такое состояние сердца, при котором человек не только сожалеет, что поступил неправильно, но и изменяет отношение к этому. Он начинает ненавидеть то, что сделал, потому просит Христа очистить его от всякого греха, преобразить жизнь.
К примеру, Иуда остановился только на сожалении о том, что совершил. Он не принес своей боли Иисусу. Покаяния истинного не последовало, потому Иуда не смог справиться с чувством вины, пошел и удавился. Ему нужно было позволить Христу изменить свою жизнь, однако он этого не сделал.
Необходим и третий этап – признание или исповедание. То есть важно проговорить, произнести вслух молитву покаяния. Когда же вещи уже названы своими именами и от чистого сердца сказано слово «прости», приходит прощение.
Но даже этого иногда бывает недостаточно. Некоторым после покаяния еще необходимо возместить нанесенный ими ущерб, как это сделал мытарь Закхей (см.Лук.19:8). Признаком его истинного покаяния стало желание возместить вчетверо всем, кого этот мытарь обидел.
– Какой основной признак того, что человек покаялся по-настоящему? Как ему самому понять, что он совершил правильное покаяние?
– Я разделил бы свой ответ на 2 составляющие: покаяние перед Господом и покаяние перед людьми.
Богу не надо ничего доказывать или объяснять. Он видит сердце и сразу понимает, обратился ли человек искренне или нет. Господу не нужны никакие подтверждающие дела, Он и так видит, что внутри человека произошли кардинальные изменения и дух его возродился.
Сам же покаявшийся осознает это только со временем. Например, когда у него появляется желание читать Библию и приходит понимание прочитанного, хотя раньше Библия была для него непонятной книгой. Или когда совесть начинает обличать в тех поступках, которые раньше он мог совершать без всякого смущения. Или когда появляется побуждение молиться и посещать церковные собрания, рассказывать людям о Боге. Ведь мы всегда говорим о том, чем наполнено наше сердце. Вот почему уверовавший не может не свидетельствовать о Господе. Любой разговор с ним в итоге сводится к Богу. Бог становится для возрожденного человека не просто абстрактным абсолютом, а дорогим и родным Отцом. Это и есть измененная жизнь. И она является свидетельством истинного покаяния, то есть обращения.
– Нужно ли каяться публично, вслух? Или достаточно про себя произнести молитву?
– Публичность покаяния (если есть возможность публично покаяться), нужна самому человеку. В Библии сказано: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению». Очень важно исповедовать, т.е. публично заявить или продемонстрировать веру, как бы утвердиться в ней. У веры есть тайная и видимая части. Видимая – та самая публичная молитва покаяния. Вот почему, например, в евангельских церквях практикуется публичное покаяние у кафедры, когда человек совершает молитву покаяния перед всей общиной. Иногда он произносит эту молитву сам во время общей молитвы в церкви, но затем выходит к кафедре, дабы заявить о своем покаянии и получить благословение церкви.
– А как быть больным людям, которые потеряли способность говорить или находятся при смерти? Они ведь могут покаяться молча, про себя?
– Конечно. И Бог примет их покаяние. Публичное исповедание необходимо больше самому человеку, нежели Богу. Как я говорил, это просто демонстрация веры.
– А что Вы скажете о водном крещении? В Библии сказано «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16:16). Получается, что и вера, и крещение необходимы для спасения?
– Для спасения необходима только вера. Так говорит Библия. Но если я уверовал, у меня появятся дела моей веры. Если я уверовал, то буду стремиться креститься. Но я крещусь не для того, чтобы спастись, а потому, что спасен. Заметьте, дальше в стихе, который Вы процитировали, написано: «...а кто не будет веровать, осужден будет». О крещении ничего не сказано.
Однако если у меня нет возможности покреститься, как это было в случае с распятым разбойником на кресте, то и веры достаточно для спасения души.
– Соответственно, и посещение церкви, стремление к общению с христианами – это тоже проявления веры, а не обязанность?
– Конечно. Уверовавший и рожденный свыше становится частью поместной церкви, с удовольствием читает Библию, молится, сам хочет принять водное крещение в качестве подтверждения веры и исполнения повеления Божьего. Покаявшегося не надо принуждать ко всему этому, его желание идет изнутри. Если же подобного желания нет, то возникает вопрос: а уверовал ли этот человек, спасен ли?
– Что бы Вы пожелали нашим читателям?
– Уверовать во Христа и обрести спасение. И дальше совершать дела веры. Это именно то, для чего Бог дал нам жизнь.
Беседовала Елена Рыч