​Почему народ выбрал Варавву?

Наверняка в своей жизни вы принимали какое-то решение, а потом осознавали, что оно было неверным.

Ошибка в бизнесе

Когда-то и я допустил ошибку в своем бизнесе.

Это было в 90-е годы, я тогда жил в Харькове, являлся одним из служителей харьковской церкви и при этом занимался продажей подшипников на экспорт. Однажды мне поступило предложение из Польши – торговать у себя, на Украине, пластмассовыми трубами. Однако на тот момент я был абсолютно убежден, что трубы могут быть только чугунными, и даже не подозревал, как скоро все перейдут на пластиковые трубы. Потому от того предложения поляков я отказался, даже не разобравшись в вопросе. А ведь мог бы стать первым, кто представил украинскому рынку такую продукцию.

Только спустя годы я понял, что тогда принял неверное решение в бизнесе. Но, конечно, то был вопрос всего лишь денег и бизнеса. Однако есть вопросы, более важные, судьбоносные. Такие, например, как выбор спутника жизни, выбор призвания и, конечно, самый главный выбор человека – принять или отвергнуть Христа.

Кого отпустить: Христа или Варавву?

Когда-то израильтяне сделали неправильный выбор между Христом и Вараввой: отправили Христа на крест и помиловали Варавву. Почему же они избрали Варавву? Какие уроки из этого можем извлечь для себя мы?

Данная история записана в Евангелии от Матфея, в 27 главе. «На праздник же [Пасхи] правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти. {...} Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить» (Матф.27:15-27).

В претории Пилата

Все это происходило не на городской площади, а в претории, во внутреннем дворе резиденции прокуратора. Прокуратор иногда выходил на смотрящий в этот двор балкон и делал заявления. И вот под этим балконом у Пилата в тот день стояли не разбойники или проходимцы. Это был свет израильского общества: первосвященники, книжники, старейшины народа.

Немного нелогичным кажется, почему такие люди проголосовали за преступника и убийцу Варавву! Похоже, у них имелись какие-то свои аргументы, скорее всего, эти люди были уверены, что делают правильный выбор. Но ошибались.

Хитрое искусство обольщения

Давайте вернемся в самое начало, в Эдемский сад, где впервые человек сделал неправильный выбор. Еще там сатана показал, какой стратегией руководствуется, когда пытается ввести человека в заблуждение.

Сначала дьявол сообщает некую информацию.

Важно, какой информации мы позволяем в себя войти. Не стоит быть самоуверенными и думать, будто мы достаточно сильны и плохая информация на нас не повлияет.

В Эдемском саду Ева позволила себе слушать змея, который произнес: «...подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт.3:1-2). Дьявол начал расшатывать мировоззрение Евы, раскачивать ее доверие к слову Бога.

Никогда не позволяйте сатане посеять в вас сомнения и недоверие к слову Божьему.

Дальше дьявол начал раздвигать границы дозволенного.

«И сказал змей жене: нет, не умрете...» (Быт.3:3). Следующий этап обольщения таков: Творец говорит, что смертью умрешь, а сатана этому возражает. Вот и сегодня Господь говорит: блудники, пьяницы, лжецы не наследует Царства Небесного. А дьявол пытается внушить: ничего страшного, сегодня все так живут. И вот уже грех перестает называться грехом.

К сожалению, люди неверно истолковывают понятие свободы. Любые ограничения они воспринимают как нечто, крадущее их свободу, даже тогда, когда данные ограничения идут во благо.

Верующему человеку позволительно все, кроме греха. Вот это «кроме» и является границами, внутри которых мы должны оставаться. Они подобны стенам в доме, где крышей, покровом, является Сам Бог. А дьявол пытается эти стены раздвинуть, чтобы дом рухнул.

Что дьявол делает дальше? «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:4-5). Сатана бросает наживку, соблазняет Еву, обещая неосуществимое. То есть он лжет.

Ева ни в чем не нуждалась. Она жила в лучшем месте на земле, причем тогда, когда не было ни зла, ни смерти. Еве ничто не угрожало. Она наверняка чувствовала, что для ее жизни у Бога есть какой-то план, но решила пойти не тем путем – ослушалась Господа. Дьявол искусил ее сладким обещанием. Он заставил Еву усомниться в любви Бога, внушил мысль о том, что Господь нечто скрывает от Своего творения, удерживает что-то, чем Ева могла бы обладать.

Читаем дальше: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6).

К сожалению, тенденция следующая: когда человек попадает в обольщение, то это обольщение очень быстро распространяется и на других. Обольщение всегда дает особую энергию, и обольщенный начинает транслировать ложные вещи. Получив такую порцию энергии обольщения, Ева пришла к Адаму и стала убеждать мужа сделать то же, что сделала сама.

Кто же Мессия?

Давайте вернемся к истории об Иисусе Христе и Варавве. В ней тоже можно увидеть, как действует этот же принцип обольщения.

Начнем с имен. Имя Варавва на иврите состоит из двух слов (Бар и Абба) и переводится как сын отца. А рядом с Вараввой находится Иисус, Который также говорит о Себе, что Он – Сын Бога-Отца.

Оба этих осужденных имеют свои «группы поддержки». Иисус заявляет, что пришел как Спаситель. Но и Варавва был не простым бандитом, а зилотом – борцом за свободу. Зилоты являлись крайне религиозными людьми. Они в отличие от всех остальных евреев не соглашались с тем беззаконием, которое творили римляне в Израиле. Их возмущала ситуация, в которой оказался Израиль. Потому зилоты брали оружие в руки и пытались вернуть свою независимость.

В понимании израильтян Мессия – это человек, которого в определенный момент использует Бог, чтобы спасти евреев от чего-то. Ожиданием такого спасения и жил весь Израиль, включая даже учеников Христа. У них ведь тоже мысли не возникало о том, что Иисус пришел, дабы умереть за наши грехи. Они видели в Нем Мессию, Который свергнет римское господство и будет царствовать в Иерусалиме. Однако перед казнью все разочаровались во Христе, так как Он позволил Себя арестовать и избивать. И многие забыли пророчество Исаии о Христе как о муже скорбей, изведавшем болезни, у Которого не было ни вида, ни величия»

(см. Ис. 53 гл).

Варавва же в глазах евреев являлся героем, человеком, который бесстрашно убивал римских солдат. Он давал людям надежду на освобождение. Потому лидеры еврейского общества с радостью избрали для освобождения Варавву.

Дьявол всегда манипулирует сознанием людей. Он рисует прекрасную (хоть и ложную) картину будущего. Такую, которая так манит и привлекает, что хочется поскорее в этом будущем оказаться.

Подобным образом когда-то рисовал картины «великой нации» Гитлер, что привело к страшной войне и катастрофе.

В чем отличия Христа и Вараввы?

В чем же коренное отличие между этими двумя людьми, заявляющими о себе: «Я сын отца»? На самом деле между ними лежала огромная пропасть.

Варавва – человек, решивший взять все в свои руки и собственными силами исполнить «волю Божью» (как он эту волю понимал).

Позиция Христа противоположная. У Него есть реальная власть и повинующиеся Ему воинства ангелов. Но Спаситель идет не по Своей воле, а исполняет волю Отца Небесного.

Там, в претории, не все ратовали за Варавву. Были и те, кто кричал: «Отпусти нам Христа!» Они видели в изможденном Человеке великого Мессию – Того, Кто способен отказаться от Своей собственной воли ради желаний Господа. Но голос выступавших за Варавву пересилил их крики.

Выбираете Божье или свое?

Подумайте, окажись вы в то время и в том месте, за кого бы ратовали? А что избираете сейчас, каждый день: Божье или свое?

За толпой идти всегда легче, однако важно, делая выбор, узнать, чего от нас хочет Бог. Желания Господа записаны в Библии. Поэтому не позволяйте себе оставаться невеждой в этом самом главном вопросе. Пусть каждый новый день начинается с того, что вы открываете Писание и наполняете словом Божьим свой разум и свое сердце.

Пусть цена послушания не кажется вам слишком высокой. Христос был послушен до смерти крестной. Так что давайте изо всех сил будем стараться оставаться послушными Богу и делать то, что Господь хочет от нас.

Борис Кохан, епископ, старший пресвитер Белгородского объединения РЦХВЕ 

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!