​Деньги и дети

Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросами о том, как научить детей правильно обращаться с деньгами: какую сумму давать ребенку и с какого возраста? Да и вообще, нужны ли детям карманные деньги?

Что говорят эксперты

Как утверждают педагоги и психологи, выдавать ребенку карманные деньги нужно обязальнельно. Ведь, только имея собственные средства, ребенок научится разумно ими распоряжаться.

Если вовремя не позаботиться о том, чтобы у твоего ребенка имелись карманные деньги, можно в будущем столкнуться со следующими проблемами:

1. Его будет легко обмануть в магазине, так как он не разбирается в ценах.

2. Он не научится планировать бюджет и контролировать расходы, потому что все денежные вопросы за него решают другие.

3. Ребенок, не имея собственных денег (а значит, не имея возможности купить что-то из желаемого), будет чаще сталкиваться с соблазном взять чужое, например, те же сладости.

4. Со временем ребенок без карманных денег станет чувствовать себя «белой вороной» среди сверстников, у которых свои деньги имеются.

Когда начинать выдавать карманные деньги?

Точные возрастные рамки здесь установить сложно. Родители смогут сами определить, когда их ребенок «дозрел» до получения карманных денег. Обычно интерес к деньгам у детей появляется в 5-6 лет. «Мама, дай мне денег, я куплю хлеб сам», – бывает, просит в магазине такой малыш. И родители позволяют ребенку в первый раз оплатить товар. Кстати, это разрешается и Гражданским кодексом РФ, который говорит, что «детям с шести лет можно проводить небольшие операции с деньгами».

Какую сумму можно доверить?

Для начала лучше выделять сыну или дочери столько денег, сколько не будет жалко, если ребенок потеряет. Ну и, конечно, столько, сколько позволяет семейный бюджет.

Если деньги вы даете дошкольникам, лучше заранее обсудить, на что они их потратят. Объясните, что деньги можно откладывать в копилку и в итоге накопить на нечто большое, например, на желанную игрушку, велосипед и т. д. А если сразу деньги расходовать на мелочи: жвачки, конфеты и т.п., то на большую покупку не насобираешь. Помогите сделать правильные выводы.

Конечно, от пустых трат никто не застрахован, все дети начинают с ненужных покупок. Но важно, чтобы ребенок сам осознал, чего он лишается в случае спонтанных трат. Да, родителям нужно установить определенные ограничения на траты и давать советы о том, как тратить деньги, но при этом сын или дочь должны иметь свободу выбора. Ведь излишние ограничения только ослабляют возможность учиться на личном опыте.

Дети школьного возраста уже могут получать от родителей больше денег на карманные расходы. И чем старше становится ребенок, тем большей суммой он должен уметь распоряжаться.

Все сразу или по частям?

Выдавать деньги можно разными способами: раз в день — маленькую сумму, раз в неделю — побольше или раз в месяц — более крупную сумму. Главное – обсудить с ребенком, на что именно он получил эти деньги. И в случае, если он «спустит» свой доход на пустяки, то до конца установленного срока еще денег давать нельзя.

Старшеклассникам (7-11 класс) деньги лучше предоставлять раз в неделю или раз в месяц, примерно так, как студентам платят стипендию. Если ребенок научится обращаться с конкретной суммой сейчас, то в будущем он сумеет грамотно распорядиться и более крупными суммами.

Один знакомый поступал со своим шестилетним сыном следующим образом. Он составил с ним договор, что очередные карманные деньги выдаст только в том случае, если тот предоставит финансовый отчет о предыдущих расходах. Причем, если средства расходовались мудро – откладывались, инвестировались, то отец увеличивал сумму карманных денег сына. Конечно, перед этим отец показал, как делает отчет и на что копит деньги сам. Необходимость вести учет научила мальчика экономно расходовать деньги, и со временем тот вырос в процветающего бизнесмена.

Должны ли дети зарабатывать карманные деньги?

Относительно того, могут ли родители платить своему ребенку за работу по дому, мнения разнятся. С одной стороны, материальное вознаграждение помогает приучить детей к труду и обрести полезные навыки. Но с другой стороны, такая стимуляция может взрастить в детях корысть и привычку помогать только за деньги.

Есть более приемлемый для ребенка способ заработать: потрудиться там, где родитель нанял бы человека со стороны. Например, постричь газон перед домом или сделать генеральную уборку в гараже.

Дети постарше могут за небольшую плату помогать соседям по хозяйству или выгуливать чью-то собаку.

Отношение к труду

Стремление детей заработать деньги честным трудом должно находить поддержку у родителей. Любая посильная работа – присмотр за детьми, уборка или доставка почты – могут стать хорошим опытом. Наемный труд дает возможность познакомиться с отношениями работника и работодателя и параллельно приносит доход. Когда ребенок переходит в старшие классы, можно на время каникул прекратить давать деньги на карманные расходы. Это простимулирует к поиску летней работы. Кстати, некоторые ученики прекрасно совмещают даже школьные занятия с неполным рабочим днем.

Привыкнув к труду с ранних лет, дети вырастают, имея понимание того, чего стоит деньги заработать.

Как учить финансовой грамотности

Известный американский писатель Дейтон Говард, автор бестселлера «Деньги любят счет», пишет, что именно родители несут ответственность за обучение детей ведению бюджета. Говард – христианин, он учит библейским принципам управления финансами. Вот что Говард советует: «Когда дети начинают получать деньги, научите их планировать расходы. Начните с простой системы, состоящей из трех коробок, на которых отмечены три категории — пожертвования в церковь и благотворительность, сбережения, расходы. Ребенок распределяет свой доход в каждую коробку. Так можно проиллюстрировать распределения бюджета, используя визуальный контроль. Когда коробка пуста, значит, нечего тратить. Этот метод сможет освоить даже шестилетний ребенок».

Верующие родители учат детей тому, что деньги дает Бог, и Он вправе потребовать отчета, как ими распорядились. Поэтому задача всех благочестивых людей – тратить деньги разумно, ставя на первое место в статье расходов десятины и пожертвования, а впоследствии – и помощь родителям. Такой подход соответствует повелению Иисуса Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:33). «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12).

Дети должны видеть, что родители сами правильно распоряжаются доходами и являются верными распорядителями денег в глазах Бога. Всем финансовым принципам – отдавать десятины, откладывать сбережения, инвестировать, уметь жить без долгов, выделять из заработанного деньги для родителей, заниматься благотворительностью – дети учатся в семье. А родители предоставляют им для этого «учебный материал» в виде карманных денег или возможности их заработать. В результате такого воспитания дети оставят дом хорошо подготовленными к распоряжению средствами и избегут финансовых катастроф.

Татьяна Арчибасова

Христианская притча

Копейка

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что ж, — подумал он, — и копейка — деньги!» Взял ее и положил в кошель.

И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует — кошель потяжелел. Поглядел в него — а там тысяча рублей.

«Странное дело! — подивился паренек. — Была копейка, а теперь в кошеле — тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком отца с матерью!» И быстро посмотрел в кошель, а там — десять тысяч рублей!

«Чудеса! — порадовался паренек. — А что бы я сделал, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме отца с матерью!» И снова посмотрел в кошель — точно: лежат сто тысяч рублей!

Закрыл паренек свой кошель, и тут раздумье его взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. И подарков много не стану покупать, мне самому кое-какую одежонку нужно справить!» И чувствует паренек, что кошель-то легкий-прелегкий! Быстренько раскрыл его, глядь: а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька.

Автор неизвестен

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!